Открытый урок литературы 6 класс "Характеристика героев сказки А.Н. Островского "Снегурочка"

Цели урока:

  • определять основную мысль сказки А.Н. Островского "Снегурочка", опираясь на его структурные элементы;
  • анализировать эпизоды произведения, важные для характеристики главных героев;
  • характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;
  • определять отношения автора к главным и второстепенным героям.

Ход урока

Организационный момент

- Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Посмотрите, какая сегодня замечательная погода за окном! Светит солнышко.
- Хочу, чтобы у вас всегда в душе было тепло и настроение всегда было солнечным!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам - "Будет интересно!"

Вызов "Тур по галерее"

Учителю нужно разместить иллюстрации к пьесе-сказке А.Н. Островского "Снегурочка" на доске и стенах класса и предложить ученикам познакомиться с ними, совершив "тур по галерее" под музыку Чайковского к пьесе, и сформулировать тему раздела / урока. Учащиеся рассматривают картины и называют героев.

- Скажите, ребята, все ли персонажи на картинах вам известны?

Работа с пьесой "Снегурочка"

Учитель демонстрирует презентацию, ведет вопросно-ответную беседу.

  • история создания пьесы-сказки;
  • народная сказка;
  • фольклорные основы пьесы-сказки;
  • действующие лица;
  • время и место действия пьесы;
  • особенность конфликта пьесы;
  • картины народной жизни;
  • Берендеи и Снегурочка;
  • Снегурочка в начале пьесы.

Оценивание: наблюдение учителя, комментарии одноклассников.

  1. Укажи Ф.И.О. автора весенней сказки "Снегурочка".
  2. Назовите столицу царя Берендея.
  3. Какой праздник готовились встречать берендеи?
  4. Какое время года описано в весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка"? Ответ запиши фразой сказки.
  5. Укажи родителей Снегурочки.
  6. Кто охраняет Снегурочку?
  7. Почему Снегурочка мечтает покинуть "терем родительский"?
  8. Кто первый из берендейцев встретил в лесу Снегурочку?
  9. Что просит от Снегурочки Лель в дар за исполнение песни?
  10. Кем был Лель?
  11. Чем Снегурочка обидела Купаву?
  12. Почему Лель, которому нравилась Снегурочка, все же выбирает Купаву?
  13. Чего не хватает Снегурочке, находясь среди людей?
  14. Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев?

Изучение нового материала

1 задание "Характеристика героев"

Учитель делит класс на группы и предлагает каждой группе подготовить характеристику на героя пьесы "Снегурочка" и заполнить анкету.

  • 1 группа – образ Снегурочки.
  • 2 группа – образ Купавы.
  • 3 группа – образ Леля.
  • 4 группа – образ Мизгиря.

Дифференциация: в данном задании учитель объединяет учащихся согласно способностям и соответственно этому дает определенного персонажа.

2 задание (Работа в парах)

Определить черты сказки и элементы мифа пьесы-сказки "Снегурочка", оформить ответ в виде таблицы.

  • 1 вариант – элементы мифа.
  • 2 вариант – черты сказки.

От пары выступает один спикер. Учащиеся в группах определяют особенности пьесы-сказки "Снегурочка" и оформляют результаты своей работы в виде таблицы.

1 пара

Элементы мифа

Пример

Боги.

 

Принесение жертвы.

 

Миф о природных духах, погибающих при смене времен года.

 

Вечный круговорот жизни.

 

2 пара

Черты сказки

Пример

Сказочные герои.

 

Сказочное пространство.

 

Композиционные элементы сказки: зачин, испытание героя, развязка.

 

Тест "Для тех, кто внимательно читал"

1. В стране какого народа происходит действие пьесы?
а) в стране берендеев;
б) в стране чубов;
в) в стране печенегов

2. Кто не является героем пьесы?
а) Леший;
б) Баба Яга;
в) Бобыль Бакула.

3. Что делает леший в конце зимы?
а) строит себе землянку;
б) ищет себе пещеру;
в) прячется в дупло

4. Кем приходился Мороз Снегурочке?
а) дедом;
б) мужем;
в) отцом

5. Кто была матерью Снегурочки?
а) Зима.
б) Весна.
в) Деревенская девушка.

6. Как, по представлению Мороза, должна жить Снегурочка?
а) Чтобы она жила среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи.
б) Мороз хочет спрятать ее в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему.
в) Чтобы она везде следовала за ним и помогала сменяться временам года.

7. Почему Мороз требует, чтобы Снегурочка держалась от Леля подальше?
а) Потому что в нем живут лучи солнца.
б) Потому что он боится, что он обидит его дочь.
в) Потому что они с Ярилой закадычные друзья.

8. Что дала Весна Снегурочке, чтобы та обрела любовь?
а) цветок;
б) кольцо;
в) венок.

9. Чьи песни Снегурочке милее, чем песни матери-Весны?
а) Леля.
б) Берендеев.
в) Ярилы.

10. Страдающая Купава обратилась за помощью...
а) к Яриле;
б) к Берендею;
в) к Морозу.

11. Полюбить Снегурочка смогла, когда...
а) встретила Мизгиря, и он внушил ей это чувство;
б) ее мать Весна помогла дочери;
в) Лель спел ей песню о любви.

12. Кого полюбила Снегурочка?
а) Мизгиря.
б) Леля.
в) Лешего.

13. Гибель Снегурочки и Мизгиря - это:
а) символическое окончание зимы в царстве Берендея;
б) трагедия для берендеев;
в) несчастный случай.

Рефлексия

В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию (по желанию).

  • Я понял, что …
  • Я узнал, что …
  • Я научился …
Размер:
32.85 Kb
Скачали:
33