Конспект урока русского и литературного чтения: Падежные окончания имен прилагательных, А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Цель:

  • организовать деятельность обучающихся, направленную на систематизацию знаний об имени прилагательном;
  • проанализировать поступки героев рассказа А.И. Куприна "Барбос и Жулька";
  • закреплять умение работать с текстом.

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по падежам, про анализировать поступки героев А.И. Куприна;
  • совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе.

Программа: "Русский язык" Канакина В.П.; "Литературное чтение", Климанова Л.Ф. (Школа России)

Оборудование: карточки с заданиями, алгоритм, презентация, лист самооценивания.

Ход урока

Мотивация к обучению

- Начнем урок с бурятской пословицы: "Хороший друг дорогу сокращает, плохой друг дорогу удлиняет".
- Как вы понимаете ее смысл? (ответы учащихся)
- Уверена, среди вас нет плохих друзей. Надеюсь на уроке вы будете работать дружно.

Актуализация умений и знаний

- Ребята, запишите число, классная работа.
- Напишем буквосочетания: ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее.
- Что можете сказать про данные буквосочетания? (Это родовые окончания имен прилагательных)

- Назовите окончания имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.
- Сформулируйте тему урока.

- Это обобщающий урок по теме "Имя прилагательное". Урок русского языка будет связан с литературным чтением.
- Какую цель каждый из вас мог бы поставить перед собой?

Повторение теоретических вопросов по теме

- У вас на партах лежат карточки с заданиями и лист самооценки. Поэтому в течение урока не забывайте оценивать свою деятельность.
- Приступаем к первому заданию. (задание выполняется самостоятельно)

Индивидуальная работа

- Найдите правильный ответ, обведите его:

1. Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое?
в) что делает? что сделает?

3. Имя прилагательное в предложении является:
а) сказуемым;
б) подлежащим;
в) второстепенным членом.

4. От какой части речи зависит род, число, падеж имени прилагательного?
а) существительного;
б) глагола;
в) местоимения.

Четыре ученика читают предложения, все остальные проверяют. (ответы на слайде)
- На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец "Повторение правил".

Графический диктант

  1. Именительный падеж ед. числа женского рода- это начальная форма имени прилагательного.
  2. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.
  3. В предложении прилагательное является определением.
  4. В словосочетании седая зима прилагательное употреблено в переносном значении.
  5. Лимонный и золотой - это синонимы.

- В начале урока мы говорили о дружбе. Как вы считаете, дружба возможна только между людьми?
- Какое литературное произведение вы можете взять в качестве примера? (А.И. Куприн "Барбос и Жулька")

 

Работа с произведением

- Дома вы отвечали на вопрос 2 стр. 91.
- Как Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с ним?
- Подтверди свое мнение примерами из текста. (Ученики читают подтверждения из текста)

- Жулька погибла. Как вели себя люди во время появления бешеной собаки?
- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Виноваты ли люди?
- Каждый из нас должен помнить: мы в ответе за тех, кого приручили.

Обобщение и систематизация изученного

Работа в парах

- Сейчас будет работа в парах. Перед вами сочетания слов из рассказа: подходила к добр... (...п.) человеку, признавалась комнатн... (...п.) собачкой, выскочил из глубок... (...п.) лужи, наперерез бешен... (...п) собаке, лежала в темн... (...п.) углу.

- Пользуясь алгоритмом, вставьте окончания прилагательных и укажите падеж. (Пять учеников читают сочетания слов)
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

- На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец "Работа в парах".
- Сложите все полученные баллы и в соответствии с количеством баллов поставьте себе оценку на листе самооценки.

Итог урока. Рефлексия

- Что больше всего понравилось на уроке?
- За что можете себя похвалить?

Минутка поэзии

Ученица читает стихотворение Э. Асадова "Стихи о рыжей дворняге".
- Я думаю, ребята, что сейчас вы придете домой и по-другому посмотрите на своих питомцев.

Домашнее задание

Найти и выучить пословицы о дружбе.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!