Цель:
Задачи урока:
Программа: "Русский язык" Канакина В.П.; "Литературное чтение", Климанова Л.Ф. (Школа России)
Оборудование: карточки с заданиями, алгоритм, презентация, лист самооценивания.
- Начнем урок с бурятской пословицы: "Хороший друг дорогу сокращает, плохой друг дорогу удлиняет".
- Как вы понимаете ее смысл? (ответы учащихся)
- Уверена, среди вас нет плохих друзей. Надеюсь на уроке вы будете работать дружно.
- Ребята, запишите число, классная работа.
- Напишем буквосочетания: ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее.
- Что можете сказать про данные буквосочетания? (Это родовые окончания имен прилагательных)
- Назовите окончания имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.
- Сформулируйте тему урока.
- Это обобщающий урок по теме "Имя прилагательное". Урок русского языка будет связан с литературным чтением.
- Какую цель каждый из вас мог бы поставить перед собой?
- У вас на партах лежат карточки с заданиями и лист самооценки. Поэтому в течение урока не забывайте оценивать свою деятельность.
- Приступаем к первому заданию. (задание выполняется самостоятельно)
Индивидуальная работа
- Найдите правильный ответ, обведите его:
1. Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое?
в) что делает? что сделает?
3. Имя прилагательное в предложении является:
а) сказуемым;
б) подлежащим;
в) второстепенным членом.
4. От какой части речи зависит род, число, падеж имени прилагательного?
а) существительного;
б) глагола;
в) местоимения.
Четыре ученика читают предложения, все остальные проверяют. (ответы на слайде)
- На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец "Повторение правил".
Графический диктант
- В начале урока мы говорили о дружбе. Как вы считаете, дружба возможна только между людьми?
- Какое литературное произведение вы можете взять в качестве примера? (А.И. Куприн "Барбос и Жулька")
- Дома вы отвечали на вопрос 2 стр. 91.
- Как Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с ним?
- Подтверди свое мнение примерами из текста. (Ученики читают подтверждения из текста)
- Жулька погибла. Как вели себя люди во время появления бешеной собаки?
- А как бы вы поступили в такой ситуации?
- Виноваты ли люди?
- Каждый из нас должен помнить: мы в ответе за тех, кого приручили.
Работа в парах
- Сейчас будет работа в парах. Перед вами сочетания слов из рассказа: подходила к добр... (...п.) человеку, признавалась комнатн... (...п.) собачкой, выскочил из глубок... (...п.) лужи, наперерез бешен... (...п) собаке, лежала в темн... (...п.) углу.
- Пользуясь алгоритмом, вставьте окончания прилагательных и укажите падеж. (Пять учеников читают сочетания слов)
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
- На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец "Работа в парах".
- Сложите все полученные баллы и в соответствии с количеством баллов поставьте себе оценку на листе самооценки.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- За что можете себя похвалить?
Минутка поэзии
Ученица читает стихотворение Э. Асадова "Стихи о рыжей дворняге".
- Я думаю, ребята, что сейчас вы придете домой и по-другому посмотрите на своих питомцев.
Домашнее задание
Найти и выучить пословицы о дружбе.