УМК: "Школа России".
Цель: создать условия для знакомства учащихся 4 класса с произведением А.И. Куприна "Барбос и Жулька".
Задачи:
Планируемые результаты:
Оборудование: учебник "Литературное чтение" 4 класс ч. 2 "Школа России", презентация, проектор.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок литературного чтения.
- Азербайджанская народная пословица гласит: "Говори не о том, что прочел, а о том, что понял".
- Это значит, что сколько бы вы книг ни прочитали, это не будет иметь значения, если вы не поняли их смысла.
- Проверьте, все ли у вас на месте, и давайте начнем наш урок.
- Ребята, дома вы должны были составить краткий план по произведению Михаила Михайловича Пришвина "Выскочка". Поднимите руку, кто не выполнил задание. Поменяйтесь своими планами с соседом по парте и проверьте друг друга.
- Есть ли что-то, с чем вы не согласны в плане вашего одноклассника?
Примерный план:
Речевая разминка
- Выполним речевую разминку. Прочитайте выразительно это четверостишие. Прочитайте шепотом его.
- О ком говорилось в разминке? (о собаках)
- Посмотрите на слайд. ("Слон", "Чудесный доктор", "Белый пудель")
- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных, их написал А.И. Куприн)
- О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (русского писателя Александра Куприн)
- Посмотрите на слайд: на нем зашифровано произведение, с которым мы сегодня познакомимся. ("Барбос и Жулька")
- Сегодня мы будем знакомиться с рассказом "Барбос и Жулька".
- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о ком будет это произведение?
- Мы прочитаем рассказ о дружбе, в данном случае, собачьей.
- Давайте поставим цели с помощью опорных слов: познакомимся, вспомним, будем учиться.
- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.И. Куприна.
- Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне?
Знакомство с биографией Александра Ивановича Куприна
- Посмотрите на портрет Александра Ивановича Куприна.
Он стал автором многих произведений, которые вы прочитаете, когда станете старше, однако у него, пусть и немного, но есть детские произведения. В их число входят и те, что мы вспомнили в начале урока.
Родился он в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. После смерти отца семья переехала в Москву. Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович успел сменить 20 профессий, среди них актер, учитель, журналист и многие другие.
Последние 17 лет жизни Александр Куприн провел во Франции, а на 18-ый вернулся на Родину. Умер от тяжелой болезни в 1938 году.
Знакомство с образами главных героев
- Прежде чем начать читать произведение, давайте еще раз посмотрим на главных героев с обложки книги.
- Кто из них, кто – вы поймете при знакомстве с произведением. (Барбос – дворняжка с кудрявой скомкавшейся шерстью, а Жулька – маленькая комнатная собачка. Больше о них узнаем, когда познакомимся с произведением)
Словарная работа
- Мы с вами прочитали произведение, в тексте вам встретились незнакомые слова. Давайте разберемся с их значением.
- Если вы знаете значение слова, то поднимайте руку. (если нет, сама рассказываю)
- Поберите синонимы к словам:
- Подберите антонимы к словам:
Физкультминутка
- Давайте немного разомнемся. Встаньте со своих мест и выполним физкультминутку.
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
"Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот" –
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Чтение текста
- Откройте учебники на с.77. Я начну читать, а вы следите: в определенный момент я передам роль чтеца кому-то из вас. (Читаю первую страницу или полстраницы, затем меняю учащихся для чтения частей текста)
Работа в парах
- Предлагаю вам работу в парах. На карточках есть пословицы.
- Отметьте "+" те, что подходят по смыслу к произведению, а "–" те, что не подходят. Приступайте к выполнению.
- Кто готов - покажите "Домик".
- С каким рассказом мы сегодня познакомились? ("Барбос и Жулька")
- Кто его автор? (Александр Иванович Куприн)
- Ребята, представьте, что вы не читали рассказ "Барбос и Жулька", а ваш сосед по парте хорошо с ним знаком.
- Давайте попробуем задать ему вопрос об этом произведении.
- Ребята, поднимите руки те, кому было интересно на уроке и все понятно.
- Поднимите руки, кому было понятно, но скучно на уроке.
- А теперь поднимите руки кому было ничего не понятно, но очень интересно.
- Есть те, кому было непонятно произведение и интересен урок?
Домашнее задание
Инструктаж по домашнему заданию.
- Всем спасибо за урок. До свидания!