Конспект урока литературного чтения в 4 классе: А. Куприн "Барбос и Жулька"

УМК: "Школа России".

Цель: создать условия для знакомства учащихся 4 класса с произведением А.И. Куприна "Барбос и Жулька".

Задачи:

  • способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста;
  • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приема работы с учебной информации.

Планируемые результаты:

  1. познакомятся с рассказом А.И. Куприна "Барбос и Жулька";
  2. расширят словарный запас;
  3. будут высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник "Литературное чтение" 4 класс ч. 2 "Школа России", презентация, проектор.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок литературного чтения.
- Азербайджанская народная пословица гласит: "Говори не о том, что прочел, а о том, что понял".

- Это значит, что сколько бы вы книг ни прочитали, это не будет иметь значения, если вы не поняли их смысла.
- Проверьте, все ли у вас на месте, и давайте начнем наш урок.

II. Проверка домашнего задания

- Ребята, дома вы должны были составить краткий план по произведению Михаила Михайловича Пришвина "Выскочка". Поднимите руку, кто не выполнил задание. Поменяйтесь своими планами с соседом по парте и проверьте друг друга.

- Есть ли что-то, с чем вы не согласны в плане вашего одноклассника?

Примерный план:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка (кости).
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками выскочки.

III. Определение темы и целей урока

Речевая разминка

- Выполним речевую разминку. Прочитайте выразительно это четверостишие. Прочитайте шепотом его.
- О ком говорилось в разминке? (о собаках)
- Посмотрите на слайд. ("Слон", "Чудесный доктор", "Белый пудель")

- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных, их написал А.И. Куприн)
- О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (русского писателя Александра Куприн)
- Посмотрите на слайд: на нем зашифровано произведение, с которым мы сегодня познакомимся. ("Барбос и Жулька")

- Сегодня мы будем знакомиться с рассказом "Барбос и Жулька".
- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о ком будет это произведение?

- Мы прочитаем рассказ о дружбе, в данном случае, собачьей.
- Давайте поставим цели с помощью опорных слов: познакомимся, вспомним, будем учиться.

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.И. Куприна.
- Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне?

IV. Подготовка к восприятию текста

Знакомство с биографией Александра Ивановича Куприна

- Посмотрите на портрет Александра Ивановича Куприна.

Портрет Александра Ивановича КупринаПортрет Александра Ивановича Куприна

Он стал автором многих произведений, которые вы прочитаете, когда станете старше, однако у него, пусть и немного, но есть детские произведения. В их число входят и те, что мы вспомнили в начале урока.

Родился он в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. После смерти отца семья переехала в Москву. Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович успел сменить 20 профессий, среди них актер, учитель, журналист и многие другие.

Последние 17 лет жизни Александр Куприн провел во Франции, а на 18-ый вернулся на Родину. Умер от тяжелой болезни в 1938 году.

Знакомство с образами главных героев

- Прежде чем начать читать произведение, давайте еще раз посмотрим на главных героев с обложки книги.

Герои рассказа А. Куприна "Барбос и Жулька"Герои рассказа А. Куприна "Барбос и Жулька"

- Кто из них, кто – вы поймете при знакомстве с произведением. (Барбос – дворняжка с кудрявой скомкавшейся шерстью, а Жулька – маленькая комнатная собачка. Больше о них узнаем, когда познакомимся с произведением)

V. Первичное восприятие текста

Словарная работа

- Мы с вами прочитали произведение, в тексте вам встретились незнакомые слова. Давайте разберемся с их значением.
- Если вы знаете значение слова, то поднимайте руку. (если нет, сама рассказываю)

  1. Приземистый – малорослый и плотный по сложению.
  2. Что такое гребень?
  3. Сталактиты можно встретить в пещерах. Такое известковое образование в виде сосульки, образующийся просачивающимися каплями. Именно с ними сравнивает автор шерсть Барбоса
  4. Фестоны – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, женской одежды.
  5. Подпалина – рыжеватое или белое пятно на шерсти животного.
  6. Деликатность – это качество, которое приписывается Жульке. Жулька очень утонченно внимательно, бережно и доброжелательно относилась к окружающим, в том числе и Барбосу.
  7. Лицемерный – отличающийся поведением, прикрывающим неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
  8. Лавры – ветви лаврового листа, венок из них – символ победы, славы, награды. Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры – пользоваться плодами успехов.
  9. Стремглав – это очень быстро, стремительно, молниеносно. Так бросился Барбос к Жульке, когда ему открыли дверь сарая.
  10. Карьер – самый быстрый конский бег.
  11. Триумфальный – от слова триумф: блестящий успех, торжество.
  12. Бывал унизан колючими "репехами" - был с ног до головы до колючек.

- Поберите синонимы к словам:

  • Льстивый – ласкательный, вкрадчивый. (добивающийся доверия хитростью и лестью)
  • Мучение – страдание, терзание, пытка, мытарство.

- Подберите антонимы к словам:

  • Сходство – различие, разница;
  • Взволнован – спокоен.

Физкультминутка

- Давайте немного разомнемся. Встаньте со своих мест и выполним физкультминутку.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
"Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,

Три – налево поворот" –
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

Чтение текста

- Откройте учебники на с.77. Я начну читать, а вы следите: в определенный момент я передам роль чтеца кому-то из вас. (Читаю первую страницу или полстраницы, затем меняю учащихся для чтения частей текста)

VI. Эмоционально-оценочная беседа

  1. Какое настроение у вас после прочтения произведения?
  2. О ком рассказывается в произведении?
  3. Назовите главных героев?
  4. Что вы можете рассказать о Барбосе?
  5. Как окружающие относились к Барбосу?
  6. Как Барбос относился к другим собакам?
  7. Что вы можете сказать о Жульке?
  8. Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку?
  9. Что произошло с Жулькой?
  10. Почему Барбос чувствовал себя Барбос виноватым?
  11. Чем заканчивается рассказ

Работа в парах

- Предлагаю вам работу в парах. На карточках есть пословицы.
- Отметьте "+" те, что подходят по смыслу к произведению, а "–" те, что не подходят. Приступайте к выполнению.
- Кто готов - покажите "Домик".

VII. Итог урока. Рефлексия

- С каким рассказом мы сегодня познакомились? ("Барбос и Жулька")
- Кто его автор? (Александр Иванович Куприн)
- Ребята, представьте, что вы не читали рассказ "Барбос и Жулька", а ваш сосед по парте хорошо с ним знаком.

- Давайте попробуем задать ему вопрос об этом произведении.
- Ребята, поднимите руки те, кому было интересно на уроке и все понятно.
- Поднимите руки, кому было понятно, но скучно на уроке.

- А теперь поднимите руки кому было ничего не понятно, но очень интересно.
- Есть те, кому было непонятно произведение и интересен урок?

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию.
- Всем спасибо за урок. До свидания!

Размер:
19.49 Kb
Скачали:
23