Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Имя прилагательное. Закрепление"

Цель урока русского языка в 4 классе - практиковать учащихся в орфографическом, морфологическом разборе имен прилагательных.

Задача: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным.

Ход занятия

Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Работа по обобщению ранее полученных знаний

Знакомство с текстом стихотворения В. Лунина "Зима".

На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальн… холмы,
Изгородь, телега.

Но порой блеснут на нейе
Средь поляны ватн…
Красногруд… снегирей
Солнечн… пятна.

Снегири на веткеСнегири на ветке

- О каком времени года идет речь? (О зиме)
- Что она сделала? (Нарисовала картину)
- Каково ваше впечатление о ее творчестве? (Все белое, скучно. Одна только радость – снегири, хоть немного жизни)

Словарная работа

Словарное слово: КартинаСловарное слово: Картина

- Что оно обозначает? (Произведение живописи в красках на холсте, доске, листе бумаги)
Показ картины К.А. Коровина "Зимой".

Картина К.А. Коровина "Зимой"Картина К.А. Коровина "Зимой"

(То, что можно видеть; представить в конкретных образах)

Текст нашего стихотворения. (Разговорный. То же, что кинофильм)

- Назовите однокоренные слова? (Картинка, картинный)
- Синонимы? (Как произведение живописи: полотно, холст. Вид в конкретных образах: вид, зрелище, ландшафт, пейзаж)
- Запишите словосочетания с однокоренными словами и произведите орфографический разбор прилагательных.

Орфографический разбор прилагательныхОрфографический разбор прилагательных

- В тексте стихотворения есть еще два словарных слова.

Словарное слово: ИзгородьСловарное слово: Изгородь

(Объяснение дается по картине К.А. Коровина "Зимой")

Словарное слово: ТелегаСловарное слово: Телега

(Объяснение дается по рисунку)

Работа над текстом стихотворения В. Лунина "Зима"

- Назовите имена прилагательные.
- Определите окончания имен прилагательных по грамматическим признакам. От чего это зависит? (…сочетаются, поэтому… прилагательного определяем по… существительного)
Запись в карточках со стихотворением В. Лунина "Зима".

- Просклоняйте любое прилагательное во множественном числе. Поставьте ударение и выделите окончания. (Запись в тетрадях и на доске)
- Как проверить безударные окончания имен прилаг. мн ч. с мягкой основой? (Окончаниями соответствующих падежных вопросов)
- Просклоняйте еще одно прилагательное во множественном числе с твердой основой.

- Как проверить безударные окончания имен прилаг. мн.ч. с твердой основой? (Подобрать прилагательные с теми же грамматическими признаками и типом основы, но с ударным окончанием. Чередование гласных букв)

Итог: сколькими способами можно проверить написание окончаний имен прилагательных в форме множественного числа?

- В тексте есть еще одно прилагательное под *. Чем оно отличается от остальных? (Оно стоит в единственном числе)
В тетрадях и на доске выполняется морфологический разбор этого имени прилагательного.

Работа с дополнительным материалом

Запись под диктовку: Ранним утром, к морскому берегу, веселая песня, в свежем воздухе, зимнюю стужу, у горного озера.
- Определите число, род, падеж имен прилагательных.

Работа с текстом, записанным на доске.
- Замените выделенные слова именами прилагательными и запишите в тетрадь.

Доска
Каникулы зимой
Прогулки на лыжах
Вечера в январе
Метели из снега

Тетрадь
Зимние каникулы
Лыжные прогулки
Январские вечера
Снежные метели

- Подчеркните прилагательные волнистой линией.
- Что общего у этих имен прилагательных? (Мн.ч.)
- На какие группы можно разделить эти прилагательные? (С твердой и мягкой основами)

- Выделите основу и окончание у прилагательных.
- Какой способ проверки написания безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе использовали?

  • Морфологический разбор имен прилагательных. (Работа в карточках со стихотворением В. Лунина "Зима")
  • Разбор второго предложения стихотворения В. Лунина "Зима" по членам предложения. (Работа в карточках со стихотворением В. Лунина "Зима")
  • Работа по карточкам.

КарточкаКарточка


Задание: вставить пропущенные окончания, выполнить орфографический разбор имен прилагательных.

Домашнее задание

Подчеркнуть ошибкоопасные места в тексте стихотворения В. Лунина "Зима".

Размер:
254.65 Kb
Скачали:
7