Цель урока русского языка в 4 классе - практиковать учащихся в орфографическом, морфологическом разборе имен прилагательных.
Задача: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Знакомство с текстом стихотворения В. Лунина "Зима".
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальн… холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на нейе
Средь поляны ватн…
Красногруд… снегирей
Солнечн… пятна.
- О каком времени года идет речь? (О зиме)
- Что она сделала? (Нарисовала картину)
- Каково ваше впечатление о ее творчестве? (Все белое, скучно. Одна только радость – снегири, хоть немного жизни)
- Что оно обозначает? (Произведение живописи в красках на холсте, доске, листе бумаги)
Показ картины К.А. Коровина "Зимой".
(То, что можно видеть; представить в конкретных образах)
Текст нашего стихотворения. (Разговорный. То же, что кинофильм)
- Назовите однокоренные слова? (Картинка, картинный)
- Синонимы? (Как произведение живописи: полотно, холст. Вид в конкретных образах: вид, зрелище, ландшафт, пейзаж)
- Запишите словосочетания с однокоренными словами и произведите орфографический разбор прилагательных.
- В тексте стихотворения есть еще два словарных слова.
(Объяснение дается по картине К.А. Коровина "Зимой")
(Объяснение дается по рисунку)
- Назовите имена прилагательные.
- Определите окончания имен прилагательных по грамматическим признакам. От чего это зависит? (…сочетаются, поэтому… прилагательного определяем по… существительного)
Запись в карточках со стихотворением В. Лунина "Зима".
- Просклоняйте любое прилагательное во множественном числе. Поставьте ударение и выделите окончания. (Запись в тетрадях и на доске)
- Как проверить безударные окончания имен прилаг. мн ч. с мягкой основой? (Окончаниями соответствующих падежных вопросов)
- Просклоняйте еще одно прилагательное во множественном числе с твердой основой.
- Как проверить безударные окончания имен прилаг. мн.ч. с твердой основой? (Подобрать прилагательные с теми же грамматическими признаками и типом основы, но с ударным окончанием. Чередование гласных букв)
Итог: сколькими способами можно проверить написание окончаний имен прилагательных в форме множественного числа?
- В тексте есть еще одно прилагательное под *. Чем оно отличается от остальных? (Оно стоит в единственном числе)
В тетрадях и на доске выполняется морфологический разбор этого имени прилагательного.
Запись под диктовку: Ранним утром, к морскому берегу, веселая песня, в свежем воздухе, зимнюю стужу, у горного озера.
- Определите число, род, падеж имен прилагательных.
Работа с текстом, записанным на доске.
- Замените выделенные слова именами прилагательными и запишите в тетрадь.
Доска
Каникулы зимой
Прогулки на лыжах
Вечера в январе
Метели из снега
Тетрадь
Зимние каникулы
Лыжные прогулки
Январские вечера
Снежные метели
- Подчеркните прилагательные волнистой линией.
- Что общего у этих имен прилагательных? (Мн.ч.)
- На какие группы можно разделить эти прилагательные? (С твердой и мягкой основами)
- Выделите основу и окончание у прилагательных.
- Какой способ проверки написания безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе использовали?
Задание: вставить пропущенные окончания, выполнить орфографический разбор имен прилагательных.
Домашнее задание
Подчеркнуть ошибкоопасные места в тексте стихотворения В. Лунина "Зима".