Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме: "Склонение имен прилагательных"

Цель: научить определять падеж имен прилагательных, изменять прилагательные по падежам.

Задачи:

  • формировать навыки определения падежей имен прилагательных;
  • закрепить полученные знания по определению склонений имен существительных;
  • закрепить умения определения рода имен прилагательных.

Оборудование: карточки со словосочетаниями, таблицы склонения имен прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями, слайды с изображением зимних пейзажей.

Ход урока

Орг. момент

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их и друг друга. Подарите свои улыбки.

Познакомимся с правилами игры: класс поделен на команды. Задания выполняются в тетрадях. Капитаны команд по очереди берут конверт с заданием, читают его. Если команда дает неверный ответ, ответить может другая команда. За верный ответ команды получают жетон. Побеждает команда, набравшая больше жетонов.

- Отгадайте загадку:
1. Поглядели мы в окно,
Аж глазам не верится!
Все вокруг белым-бело
И метет … (Метелица) (1 команда - Метель)

- Подберите синоним к слову " метель" (вьюга) (2 команда - Вьюга)
- Определите склонение этих существительных.

2. Все его зимой боятся -
Может больно он кусаться -
Прячьте уши, щеки, нос.
Ведь на улице … (Мороз) (3 команда-  Мороз)

- Подберите синоним к слову "мороз" (стужа) (4 команда - Стужа)
- Что обозначают эти слова? (Это имена существительные)

- Какой темой они объединены? (Зима) (5 команда - Зима)
- Команды, поприветствуйте друг друга!
Повесить рисунки зимнего пейзажа.

Актуализация знаний. Орфографическая минутка

Объясните правописание орфограмм. Найти лишнее слово. Записать слова группами, исключая лишнее слово. Подчеркнуть орфограммы.

  1. Покормить, добежать, поездка, подъехать.
  2. Вкусный, интересный, грустный, опасный.
  3. Ночь, дочь, рожь, ключ.
  4. Килограмм, грамм, касса, тонна.

Проведите взаимопроверку. Подчеркните карандашом ошибку.
Кто первым выполнил задание – поднимите зеленый светофор.

Самоопределение к деятельности

- Дайте характеристику этому времени года. Зима она… Какая? (Ответы детей)
- Сказочная, волшебная, загадочная, красивая, морозная, холодная.
- Какой части речи вы подобрали слова? (Имя прилагательное)

О чем пойдет речь на уроке? (Oб именах прилагательных)
- Что вы знаете об именах прилагательных?
- Как изменяются имена прилагательные? (По числам, а также бывают ж.р., м.р., ср.р.)
На доске перед вами имена прилагательные. Составьте с ними три предложения.

Имена прилагательные на доскеИмена прилагательные на доске

- Определите падеж имен существительных. А определить падеж имен прилагательных вы можете? (Нет, еще не умеют)
- Чем вы будете заниматься на уроке? (Учиться определять падеж имен прилагательных)
- Как вы думаете можно это сделать? (По имени существительному)

- Откройте учебник на странице 11 и прочитайте правило.
- Давайте определим падеж имен прилагательных в наших предложениях.
- Как это надо сделать? Выводится правило.

Физминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как снежинки полетели
А потом тихонько сели.

Работа по теме урока

Перед вами на столах лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его.

Правильные ответыПравильные ответы

- Обратите внимание на выделенные слова.
- Что общего у этих слов? (Это имена прилагательные, у них общее значение)
- А в чем отличия? (У них разные окончания, т.к. они отвечают на разные вопросы и имеют разные падежи)

- Как называется, когда слова изменяются по падежам? (Склонение)
- Давайте вместе у доски просклоняем прилагательное "зеленый (лист)", читая по предложению из стихотворения.
- Почему ты, Ангелина, выписала прилагательное вместе с существительным? (Потому что только по имени существительному можно определить падеж имени прилагательного)
Склоняют у доски вместе, выделяя окончания.

Рефлекссия

На доске четверостишие С. А. Есенина "Поет зима, аукает".

Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

- Определите падеж имен прилагательных. Докажите, что вы правильно это сделали.
Появляется памятка на доске.
- Чтобы определить падеж имен прилагательных…

- Для этого надо…
- Я нахожу…
- Определяю падеж… по падежу…

Итог урока

- Продолжите предложения…
- Я повторил…
- Я научился…
Подсчитайте свои жетоны. Команда, набравшая больше всех жетонов является знатоками русского языка.

Домашнее задание: просклонять любое имя прилагательное с подходящим по смыслу именем существительным.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: игра, русский язык