Цель: научить определять падеж имен прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Задачи:
Оборудование: карточки со словосочетаниями, таблицы склонения имен прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями, слайды с изображением зимних пейзажей.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их и друг друга. Подарите свои улыбки.
Познакомимся с правилами игры: класс поделен на команды. Задания выполняются в тетрадях. Капитаны команд по очереди берут конверт с заданием, читают его. Если команда дает неверный ответ, ответить может другая команда. За верный ответ команды получают жетон. Побеждает команда, набравшая больше жетонов.
- Отгадайте загадку:
1. Поглядели мы в окно,
Аж глазам не верится!
Все вокруг белым-бело
И метет … (Метелица) (1 команда - Метель)
- Подберите синоним к слову " метель" (вьюга) (2 команда - Вьюга)
- Определите склонение этих существительных.
2. Все его зимой боятся -
Может больно он кусаться -
Прячьте уши, щеки, нос.
Ведь на улице … (Мороз) (3 команда- Мороз)
- Подберите синоним к слову "мороз" (стужа) (4 команда - Стужа)
- Что обозначают эти слова? (Это имена существительные)
- Какой темой они объединены? (Зима) (5 команда - Зима)
- Команды, поприветствуйте друг друга!
Повесить рисунки зимнего пейзажа.
Объясните правописание орфограмм. Найти лишнее слово. Записать слова группами, исключая лишнее слово. Подчеркнуть орфограммы.
Проведите взаимопроверку. Подчеркните карандашом ошибку.
Кто первым выполнил задание – поднимите зеленый светофор.
- Дайте характеристику этому времени года. Зима она… Какая? (Ответы детей)
- Сказочная, волшебная, загадочная, красивая, морозная, холодная.
- Какой части речи вы подобрали слова? (Имя прилагательное)
О чем пойдет речь на уроке? (Oб именах прилагательных)
- Что вы знаете об именах прилагательных?
- Как изменяются имена прилагательные? (По числам, а также бывают ж.р., м.р., ср.р.)
На доске перед вами имена прилагательные. Составьте с ними три предложения.
- Определите падеж имен существительных. А определить падеж имен прилагательных вы можете? (Нет, еще не умеют)
- Чем вы будете заниматься на уроке? (Учиться определять падеж имен прилагательных)
- Как вы думаете можно это сделать? (По имени существительному)
- Откройте учебник на странице 11 и прочитайте правило.
- Давайте определим падеж имен прилагательных в наших предложениях.
- Как это надо сделать? Выводится правило.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как снежинки полетели
А потом тихонько сели.
Перед вами на столах лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его.
- Обратите внимание на выделенные слова.
- Что общего у этих слов? (Это имена прилагательные, у них общее значение)
- А в чем отличия? (У них разные окончания, т.к. они отвечают на разные вопросы и имеют разные падежи)
- Как называется, когда слова изменяются по падежам? (Склонение)
- Давайте вместе у доски просклоняем прилагательное "зеленый (лист)", читая по предложению из стихотворения.
- Почему ты, Ангелина, выписала прилагательное вместе с существительным? (Потому что только по имени существительному можно определить падеж имени прилагательного)
Склоняют у доски вместе, выделяя окончания.
На доске четверостишие С. А. Есенина "Поет зима, аукает".
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Определите падеж имен прилагательных. Докажите, что вы правильно это сделали.
Появляется памятка на доске.
- Чтобы определить падеж имен прилагательных…
- Для этого надо…
- Я нахожу…
- Определяю падеж… по падежу…
- Продолжите предложения…
- Я повторил…
- Я научился…
Подсчитайте свои жетоны. Команда, набравшая больше всех жетонов является знатоками русского языка.
Домашнее задание: просклонять любое имя прилагательное с подходящим по смыслу именем существительным.