Орг. момент - Урок русского языка. Проверили готовность рабочего места, садитесь. Начинаем работать.
Открыли тетради. Записали число. Классная работа.
- Поупражняемся в правильном и красивом письме.
ая яя
– Что вы можете сказать про эти соединения букв? (Окончания прилагательных ж. р. в начальной форме с твёрдой и мягкой основой слова.)
Постановка проблемы
– Сегодня начнём изучать новую тему. Определить её вам поможет задание, записанное на доске.
Зимн… снежн… д.рога затрудняет движение.
В зимн… снежн… шу…ке спит заколдованный лес.
– Что вы заметили в этих предложениях? (Пропущены окончания прилагательных женского рода.)
- На основании своих наблюдений определите тему урока ( правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода)
- Определите падеж прилагательных
- Вспомним, как определить падеж прилагательных, от какой части речи зависит падеж имени прилагательного
– Запишите предложения в тетрадь. Допишите окончания прилагательных и вставьте пропущенные буквы.
- А теперь попробуем составить таблицу падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
падеж вопрос окончание
И. п. Какая? -ая, - яя
Р.п. Какой? -ой, -ей
Д.п. Какой? -ой, -ей
В.п. Какую? -ую, -юю
Т. п. Какой? -ой, -ей
П.п. О какой? -ой, -ей
- Что интересного заметили и какой вывод можно сделать о падежных окончаниях имен прилагательных ж.р.
-Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 19 и сравним его с нашим выводом
- Совпали ли данные нашей таблицы с правилом в учебнике? (-ою, - ею- Т.п.)
- Проверьте по полученной таблице, правильно ли вы дописали окончания в предложениях. Вставить окончания, проверить, вставить пропущенные буквы, проверить.
- Поднимите руки те, кто правильно дописал окончания прилагательных.
- Что не получилось?
Физминутка
Беседа о безопасном движении зимой.
– Почему зимняя дорога затрудняет движение?
– Что надо соблюдать пешеходам и водителям?
Разбор предложения по членам предложения и частям речи. (2 ученика работают у доски)
- Чтобы закрепить полученные сведения о безударных окончаниях имен прилагательных ж.р. выполните упражнение 315 на с. 19. Раскрывая скобки запишите слова в нужном падеже. Выделите окончания прилагательных.
Проверка по цепочке.
Работа в парах. Выбрать словосочетания с именами прилагательными женского рода. Задать вопрос к прилагательному, дописать и выделить окончание, определить падеж прилагательного.
Вдоль железной дороги
Над интересной книгой
Об утренней встрече
В классной работе
У маленькой белки
Под снежной пылью
Итог
В каких падежах имена прилагательные ж.р. отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? Назовите вопрос и окончания. Как определить падеж прилагательного (по падежу сущ-го, к которому относится)
Д/з с. 19 упр. 314.