Цель: Оценить свою способность в понимании грамматических категорий имен существительных и фиксаций орфограмм в безударных окончаниях имен существительных.
Задачи урока: Проверить умение преобразовывать практическую задачу в учебную.
Проверить умение действовать известным способом (проверять слабую позицию по сильной позиции).
Проверить умение каждого ученика включиться в тему.
Проверить умение строить предметные отношения в группе.
Проверить уровень сформированности общеучебных действий.
1. Учитель:
Нам предстоит оценить свои знания по теме «Грамматические категории имен существительных».
Обычно для оценки своих знаний мы выполняли письменную работу.
Сегодня мы проверим знания с помощью компьютера.
2. Учитель: Прочитайте текст «Неожиданные подарки»
Аня и Таня - близнецы. Сегодня каждой из них исполняется десять лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще два пакета. На одно из них надпись – «подарок Ани», а на другом – «подарок Тани». Рассматривая эти свертки, Таня и Аня удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Таня развернула пакет с надписью «Подарок Ани», а Аня – с надписью «подарок Тани», то обе удивились еще больше. Таня получила в подарок то, что хотела Аня, а Аня – то, что хотела Таня. Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их младшая сестра Лена и спросила:
- Понравились вам мои подарки?
- Твои подарки? Какие подарки?
- Да вот же они! – сказала Лена, показывая на подарки.
Действия учащихся:
Обнаружение проблемы в безударном окончании существительных.
Вопросы к тексту:
1.Почему произошло недоразумение?
2.Какое место в слове не позволяет понять смысл того, что хотела передать Лена?
3.Найдите способ, при котором мы поймем смысл фразы. Запишите его.
4.Что нужно делать, чтобы тебя сразу понимали?
3. Учитель: Обсудите в группах текст «Неожиданные подарки»
и обозначьте проблему.
(ребята работают в пяти группах)
4.Выступления от групп.
(от каждой группы один ученик озвучивает версию группы)
Действия учащихся:
Дети делают вывод, о том, что эти недоразумения происходят в письменной речи при незнании падежных окончаний имен существительных.
5.Учитель: Какие знания необходимы, для того чтобы тебя понимали однозначно, и ты сам понимал других?
Действия учащихся:
Проверять безударные окончания имен существительных по сильной позиции.
6.Учитель: Я предлагаю вам определить, умеете ли вы проверять безударные окончания имен существительных. Продолжим работу в программе «Наставник» - тематическая диагностика – фиксированный контроль – правописание окончаний существительных.
Действия учащихся:
У доски по цепочке с объяснением, в тетради – выделяя окончания, обозначая падеж, склонение.
Интерактивная доска
Smart - board
7. Учитель: Мы работали все вместе, а теперь каждый выполнит задание «Экзамены и тесты». Работа на СМРS
Экзамены и тесты (с альтернативным ответом)
Если вы наберете от 90 до 100 баллов, то оценка «отлично»,
Если вы наберете от 70 до 80 баллов – «хорошо»,
Менее 70 баллов – надо еще позаниматься!
1. В окончании… – гласная Е?
2. В гимназии… – гласная Е?
3. В магазин… – гласная Е?
4. В цирк… – гласная И?
5. В город… – гласная Е?
6. К дочер… – гласная И?
7. На местност… – гласная Е?
8. Лен… – гласная Е?
9. К речк… – гласная И?
В огород… – гласная И?
Выполнение заданий «Экзамены и тесты» с использованием CMPS
5 минут на выполнение заданий,
1 минута на выставление оценок
8. Выводы и результаты.
Учитель: Кто научился писать безударные окончания имен существительных без ошибок? Кто может научить других, как проверять безударные окончания имен существительных?
Кому классмейты помогли определить свой уровень знаний по изученной теме? Кто хочет проверить свои знания по другим темам?