Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" составлена на основе  программы  по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы  (авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова/ Школа России. Концепция и программы в 2-х ч. М: Просвещение, 2008) 

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Содержание темы курса

- Учебно-тематический план

- Критерии и оценки знаний качества обучающихся

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-методический комплект

- Календарно-тематическое планирование

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования  (2004 г), примерной программы  по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Л. М. Зеленина, Т. Х. Хохлова), и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе  «Школа России. Концепция и программы для начальных классов», и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312.

Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и и самого себя.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Изучение предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:

1. Освоение учащимися первоначальных знаний о звуко- буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

2. Знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными  принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной;

3. Развитие собственно лингвистическое и речевое:

- осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

- поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;

- дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

- развитие (формирование) способности моделировать факты языка

- овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие  фонематического слуха.

Содержание темы  курса

IV КЛАСС (170 ч)

Лексика

Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.

Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы: злость — злоба; ходьба — хождение; старик — старче; близко — близехонько; тигриные — тигровый; вымазать — измазать; выкупать — искупать; напугать — испугать).

Слова однокоренные, противоположные по значению (домик — домище; открыть — закрыть; уснуть — проснуться).

Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).

Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.). Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.).

Морфемика (состав слова)

Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.

Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов. Глагольные суффиксы как признак спряжения глагола. Формообразующий суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме (вод а — сущ. ж. р., I склонения; сен о — сущ. ср. р., II склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильн ая — ж. р., тв. основа; больш ой — м. р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (беле ет — 3-е л., ед. ч., наст. время и др.).

Роль приставок в образовании глаголов (ходить — уходить — переходить — заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила — отговорила; прибежать — убежать; приходить — уходить и др.).

Морфология (120 ч)

Имя существительное (40 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения.

Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных, во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.

Существительное как член предложения.

Употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное (25 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.

Склонение имен прилагательных.

Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как члены предложения

Употребление личных местоимений в речи.

Глагол (45 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и   др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Наречие (3 ч)

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

Синтаксис и пунктуация (30 ч)

Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).

Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.

Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.

Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (20 ч)

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10, III класс — 10—12, IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I  класс, в конце года — 15—17; II класс, в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45; III класс, в конце первого полугодия — 50—55, в конце года — 55—60; IV класс, в конце первого полугодия — 65—70, в конце года — 75—85.

Количество часов по учебному плану

В неделю -   5 часов

Всего- 170  часов

Учебно-тематический план 

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Учет знаний

Развитие речи

 

День Знаний.

 

1.

 

 

1.

Синтаксис и пунктуация.

30

29

Входной административный  диктант.

Словарный диктант.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

Словарный диктант.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Обучающее изложение «Пусть птица выводит птенцов».

Свободный диктант «Солнечный дождь».

2.

Имя существительное.

40

40

Контрольный диктант за 1 четверть.

Проверочное списывание.

Словарный диктант.

Словарный диктант.

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных единственного числа». Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Обучающее изложение «Моя поляна».

Подробное изложение «Охотник и медведь».

3.

Имя прилагательное.

25

25

Словарный диктант.

Контрольный диктант за 2 четверть.

Контрольное списывание.

Проверочный диктант по теме «Склонение имен прилагательных».

Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

 

4.

Личные местоимения.

7

7

Словарный диктант.

Контрольный диктант по теме «Личные местоимения».

 

5.

Глагол.

45

45

Словарный диктант.

Словарный диктант.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Проверочное списывание.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Изложение  по тексту учебника.

6.

Наречие.

3

3

Контрольный диктант по теме «Наречие».

 

7.

Повторение (обобщение) пройденного.

20

20

Словарный диктант.

Итоговый контрольный диктант за год.

Контрольное списывание.

 

 

Итого:

170 ч.

170 ч.

27ч.

7ч.

Критерии оценки качества знаний обучающихся

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

•  нарушение правил орфографии при написании слов;

•  пропуск и искажение букв в словах;

•  замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

• единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего предложения  записано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

• два исправления;

• две пунктуационные ошибки;

• повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

• повторение одной и той же буквы в слове;

• недописанное слово;

• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

• дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

- нет ошибок и исправлений;

- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка "4" ставится:

- имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка "3" ставится:

- имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка "2" ставится:

- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

- допускается 1 -2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- имеются отдельные фактические и речевые неточности;

- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- допущены отклонения от авторского текста;

- отклонение от темы;

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- работа не соответствует теме;

- имеются значительные отступления от авторской темы;

- много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- во всех частях работы отсутствует связь между ними;

- словарь беден;

- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

- более 3 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 4  классе учащийся должен знать/ понимать:

признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;

термины: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение;

признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола. Наречий;

морфемный состав имен существительных, имен прилагательных. Глаголов, наречий;

признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;

признаки и личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);

выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;

устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70-80 слов) и письма текстов под диктовку (75-85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т. д.);

готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.

Учебно-методический комплект для обучающихся: // Русский язык. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. / Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х., М., Просвещение,  2010.// Русский язык. Рабочие тетради. 4 класс. М., Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплект для учителя: Русский язык. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. / Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х., М., Просвещение,  2010. Русский язык. Рабочие тетради.4 класс. М., Просвещение, 2010. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой: 4 класс- М. ВАКО, 2008.-368с.// Русский язык: тесты: 4 кл.: учеб.-метод. пособие/ Л.А. Фролова.- Тула: Родничок; М.: АСТ; Астрель, 2007.-78.// Контрольные, проверочные и творческие работы  по русскому языку. 4 класс./ Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова, Издательство «Экзамен», 2006.// Тесты: Начальная школа. 4 класс: Учеб.- метод. пособие/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, М.Н. Быстрова и др.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.

Скачать полную версию 

Размер:
334.5 Kb
Скачали:
130