Программа «Школа России» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка;
- Содержание программы;
- Особенности организации контроля по русскому языку;
- Учебно-методический комплект;
- Основные требования к ЗУН учащихся к концу 1-го класса;
- Учебно-методический комплект;
- Тематическое планирование;
- Поурочное планирование.
Пояснительная записка
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Цель курса - открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Это предполагает:
1. освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом о синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
1. осознание детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии;
2. поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
3. дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
4. развитие способности моделировать факты языка;
5. овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.
Тематическое планирование.
9 недель∙5ч.=45ч.
№ |
Тема |
Всего часов |
Контрольные работы |
Развитие речи |
Чистописание |
1. |
Предложение. |
10 |
|
3 |
В процессе |
2. |
Слово. |
11 |
1 списывание |
2 |
изучения |
3. |
Звуки и буквы. |
27 |
1 списывание 1 диктант |
1 |
всего программного |
|
Итог: |
48ч. |
3 |
6 |
материала (10-15 минут на |
Основное содержание тем
Синтаксис и пунктуация (10ч).
Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Слово (11 ч).
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.
Фонетика и графика (27ч).
Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, и, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
Учебно-методический комплект:
1. программа.
2. учебник «Русский язык» 1 класс 2007 (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
3. книга для учителя «Русский язык в начальной школе» (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.
Обучающиеся должны знать и понимать:
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной
окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
- оформление предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
- звук и буква и;
- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
- согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
- согласные, парные по звонкости и глухости;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
- оформление на письме предложений;
- деление слов на слоги и для переноса;
- определение ударного слога в слове;
- использование прописной буквы в именах собственных;
- написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
- четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
рукописным шрифтом;
- письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
Основные требования к уровню подготовки по русскому языку,
оканчивающих 1 класс.
ЗУН |
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Универсальные учебные действия |
К концу первого класса обучающиеся должны знать: - Виды предложений по цели высказывания; - Оформление предложения на письме; - Слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета; - Различия между буквами и звуками; - Слогообразующую роль гласного звука в слове; - Гласные ударные и безударные; - Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; - Соотношение количества звуков и букв в таких словах как мел, мель.
|
Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему.
|
Познавательные Общеучебные действия - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Выбор наиболее эффективного способа решения; - Смысловое чтение; У П логические Д - Анализ объектов - Синтез как составление частей целого; - Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Разрешение конфликтов. - Диалогическая и монологическая контекстная речь. Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Прогнозирование уровня усвоения - Оценка; - Коррекция Личностные УУД - Смыслополагание. |
Скачать полную версию