Урок по окружающему миру 4 класс "Страна, открывшая путь в космос"

Цель урока: сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.

Задачи:

  • формировать представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники;
  • научиться отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

Раздел: "Страницы истории Отечества".

Оборудование: Учебник "Окружающий мир" 4 класс (А.А. Плешаков), презентация, карточки для индивидуального и работы в парах.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Проверим готовность к уроку, все ли у вас лежит на партах, если все есть, давайте начнем.
- Сейчас предлагаю вам прослушать четверостишье и проанализировать его.

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

- Как вы понимаете данные строки? (ответы учащихся)

Актуализация знаний

- Давайте вспомним о знаниях, которые вы получали на предыдущих уроках. Я буду читать вам высказывания.
- Если высказывание верное, то ставите "+", неверное – "-". Пишем в маленьких листочках, которые я вам раздала.

  1. Вторая мировая война началась в 1939 г. (+)
  2. Вторая мировая война началась в 1929 г. (-)
  3. Фашистская Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 г. (+)
  4. СССР образовался 1922 году. (+)
  5. 13 республик входили в состав СССР. (-)
  6. Война называется Великой Отечественной, потому что весь народ поднялся на защиту своего Отечества. (+)
  7. Днем Победы стал 9 мая. (+)

- Давайте проверим. Молодцы, ребята!

Определение темы урока

- Предлагаю вам просмотреть видеоролик, для того чтобы узнать тему нашего урока.
- Вы просмотрели видеоролик, о чем говорилось, как данный ролик помогает сформулировать тему урока? Какая тема урока?
- Среди ваших формулировок были правильные ответы.

- Тема нашего урока: "Страна, открывшая путь в космос".

Постановка цели и задач урока

- Какая цель нашего урока? (ответы детей)
- Цель нашего урока: сформировать представление о жизни страны в послевоенное время, познакомиться с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
- Составим план нашего урока.

  • Узнать о освоении космоса.
  • Узнать развитии науки и технике после войны.
  • Применить новые знания.
  • Оценить свою работу.

Реализация построенного проекта

- Нашу страну называют страной, открывшей путь в космос. Почему?
- Чтобы ответить на данный вопрос откройте учебник на стр. 102 и прочите 2 и 3 абзац.
- Кто может ответить, почему нашу страну называют страной, открывшей путь в космос?

- Именно наша страна первой проложила дорогу к звездам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания.

- В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперед. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

- Белка и Стрелка — собаки-космонавты, совершившие космический полет на советском корабле "Спутник-5" 19 августа 1960 года.
- Предлагаю вам просмотреть видеоролик о полете собак в космос. Внимательно просмотрите ролик, после него я задам вам вопросы.

- Как звали собак, которые полетели в космос? (Белка и Стрелка)
- Сколько часов собаки провели в космосе? (25)
- Какой целью был полет собак в космос? (исследование влияния полета на живой организм)

- 12 апреля 1961 г. весь мир облетело новое ошеломляющее известие - впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин.
- Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос.

- Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
- Один из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавший СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики.

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования?
- Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения.

- Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю.
- Орбитальные станции используются в качестве космических баз.

- С февраля 1986 г. на околоземной орбите находилась станция "Мир". Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира.
- 22 марта 2001 г. эта станция была затоплена в океане. В настоящее время в космосе построена новая Международная Космическая Станция (МКС).
- Сейчас мы с вами выполним задание на интерактивной доске. (ленинг апс)

- В 1970-1980-е гг. Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 г. прекратил свое существование. Прочитайте об этих событиях.

Работа с учебником

Стр. 103-104 "Успехи и трудности Советского Союза"
- Приготовьтесь отвечать на вопросы. (Самостоятельно читают текст)

Игра "Самый внимательный читатель"

- Сейчас я проведу игру, вы будете соревноваться между рядами, за правильные ответы я вам буду добавлять очки.

Вопросы:

  • Что стало особенно цениться в 1970-е гг.? (Образование)
  • Назовите новые постройки. (На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская)
  • Какие велись разработки природных ископаемых? (Добыча нефти и газа в Западной Сибири)
  • Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду)
  • Какие бытовые трудности переживал народ? (В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди)
  • Что произошло в 1991 г.? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами)
  • Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия)

Физминутка

- Предлагаю вам встать из-за парт, сейчас я вам включу видеоролик, внимательно слушайте и повторяйте движения.
- Молодцы, можете сесть на места

Первичное закрепление

- Обратите внимание у вас на партах лежат письма. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо.

Зашифрованное письмоЗашифрованное письмо

- Работая в парах разгадайте шифр. (Помогите! У нас авария! Наш корабль потерпел крушение на планете Меркурий)

- Нам нужно помочь людям, чей корабль потерпел крушение на Меркурии. А чтоб попасть на него и помочь команде, нам надо ответить на вопросы. На вопросы отвечаете в парах, показываете знак готовности и мы проверяем.

  1. Как звали человека, который совершил первый полет в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  2. Что произошло в 1991 г.? (СССР прекратил свое существование. Республики, входившие в состав стали независимыми государствами)
  3. Как звали собак-космонавтов, которые совершили полет в космос и вернулись обратно. (Белка и Стрелка)

Самостоятельная работа

- Сейчас будет самостоятельная работа. Делаем самопроверку по слайду.

1. В каком году на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли?
а) 1961
б) 1951
в) 1967
г) 1957

2. Какая страна первой вышла в космос?
а) Франция
б) США
в) Китай
г) СССР

3. Как называлась первая международная космическая станция?
а) "Восток"
б) "Восход"
в) "Мир"
г) "Союз"

4. В каком году Советский Союз прекратил свое существование и республики, входившие в его состав, стали независимыми?
а) 1981 году
б) 1991 году
в) 2001 году

5. Какое озеро оказалось под угрозой загрязнения?
а) Байкал
б) Круглое
в) Ладожское
г) Селигер

Ответы: 1-г, 2-г, 3-в, 4-б, 5-а.

Домашнее задание

Ответить на вопросы на стр. 104 (1 и 2 вопрос устно, 3 и 4 письменно)

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, и подводя итоги, давайте ответим на вопросы
- Что нового мы узнали на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?
- Что для вас было трудным?

- Если вам урок понравился, и вы узнали что-то новое - похлопайте,
- Если что-то было трудно, и вы до конца не поняли - потопайте.
- Вы все большие молодцы, спасибо вам за урок, до свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!