Цель урока: сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
Задачи:
Раздел: "Страницы истории Отечества".
Оборудование: Учебник "Окружающий мир" 4 класс (А.А. Плешаков), презентация, карточки для индивидуального и работы в парах.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Проверим готовность к уроку, все ли у вас лежит на партах, если все есть, давайте начнем.
- Сейчас предлагаю вам прослушать четверостишье и проанализировать его.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
- Как вы понимаете данные строки? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним о знаниях, которые вы получали на предыдущих уроках. Я буду читать вам высказывания.
- Если высказывание верное, то ставите "+", неверное – "-". Пишем в маленьких листочках, которые я вам раздала.
- Давайте проверим. Молодцы, ребята!
- Предлагаю вам просмотреть видеоролик, для того чтобы узнать тему нашего урока.
- Вы просмотрели видеоролик, о чем говорилось, как данный ролик помогает сформулировать тему урока? Какая тема урока?
- Среди ваших формулировок были правильные ответы.
- Тема нашего урока: "Страна, открывшая путь в космос".
- Какая цель нашего урока? (ответы детей)
- Цель нашего урока: сформировать представление о жизни страны в послевоенное время, познакомиться с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
- Составим план нашего урока.
- Нашу страну называют страной, открывшей путь в космос. Почему?
- Чтобы ответить на данный вопрос откройте учебник на стр. 102 и прочите 2 и 3 абзац.
- Кто может ответить, почему нашу страну называют страной, открывшей путь в космос?
- Именно наша страна первой проложила дорогу к звездам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания.
- В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперед. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.
- Белка и Стрелка — собаки-космонавты, совершившие космический полет на советском корабле "Спутник-5" 19 августа 1960 года.
- Предлагаю вам просмотреть видеоролик о полете собак в космос. Внимательно просмотрите ролик, после него я задам вам вопросы.
- Как звали собак, которые полетели в космос? (Белка и Стрелка)
- Сколько часов собаки провели в космосе? (25)
- Какой целью был полет собак в космос? (исследование влияния полета на живой организм)
- 12 апреля 1961 г. весь мир облетело новое ошеломляющее известие - впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин.
- Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос.
- Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
- Один из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавший СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики.
- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования?
- Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения.
- Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю.
- Орбитальные станции используются в качестве космических баз.
- С февраля 1986 г. на околоземной орбите находилась станция "Мир". Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира.
- 22 марта 2001 г. эта станция была затоплена в океане. В настоящее время в космосе построена новая Международная Космическая Станция (МКС).
- Сейчас мы с вами выполним задание на интерактивной доске. (ленинг апс)
- В 1970-1980-е гг. Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 г. прекратил свое существование. Прочитайте об этих событиях.
Работа с учебником
Стр. 103-104 "Успехи и трудности Советского Союза"
- Приготовьтесь отвечать на вопросы. (Самостоятельно читают текст)
Игра "Самый внимательный читатель"
- Сейчас я проведу игру, вы будете соревноваться между рядами, за правильные ответы я вам буду добавлять очки.
Вопросы:
Физминутка
- Предлагаю вам встать из-за парт, сейчас я вам включу видеоролик, внимательно слушайте и повторяйте движения.
- Молодцы, можете сесть на места
- Обратите внимание у вас на партах лежат письма. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо.
- Работая в парах разгадайте шифр. (Помогите! У нас авария! Наш корабль потерпел крушение на планете Меркурий)
- Нам нужно помочь людям, чей корабль потерпел крушение на Меркурии. А чтоб попасть на него и помочь команде, нам надо ответить на вопросы. На вопросы отвечаете в парах, показываете знак готовности и мы проверяем.
- Сейчас будет самостоятельная работа. Делаем самопроверку по слайду.
1. В каком году на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли?
а) 1961
б) 1951
в) 1967
г) 1957
2. Какая страна первой вышла в космос?
а) Франция
б) США
в) Китай
г) СССР
3. Как называлась первая международная космическая станция?
а) "Восток"
б) "Восход"
в) "Мир"
г) "Союз"
4. В каком году Советский Союз прекратил свое существование и республики, входившие в его состав, стали независимыми?
а) 1981 году
б) 1991 году
в) 2001 году
5. Какое озеро оказалось под угрозой загрязнения?
а) Байкал
б) Круглое
в) Ладожское
г) Селигер
Ответы: 1-г, 2-г, 3-в, 4-б, 5-а.
Домашнее задание
Ответить на вопросы на стр. 104 (1 и 2 вопрос устно, 3 и 4 письменно)
- Ребята, и подводя итоги, давайте ответим на вопросы
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что для вас было трудным?
- Если вам урок понравился, и вы узнали что-то новое - похлопайте,
- Если что-то было трудно, и вы до конца не поняли - потопайте.
- Вы все большие молодцы, спасибо вам за урок, до свидания!