Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Познакомимся с планетами"

Цели урока:

  • познакомить учащихся 4 класс с планетами Солнечной системы;
  • сформировать представление о том, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времен года.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие, но в какое, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Восемь братьев и сестёр

Вокруг солнца ходят,

Отражая свет ее,

Хороводы водят. (Планеты)

Отгадывают загадку.

Определение темы урока, постановка целей

 

- Правильно, это планеты. Сегодня мы отправимся в путешествие по планетам. Вы будете бесстрашными и смелыми космонавтами. А я буду вашим капитаном, меня зовут Кристина Алексеевна.

- Кто сформулирует нам тему урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

Тема: Планеты Солнечной системы

Цель: узнать о планетах Солнечной системы.

Актуализация знаний

 

Первая остановка в нашем путешествии - кроссворд.

Используя полученные знания на прошлом уроке разгадайте кроссворд.

1. Сточки зрения астронома, мир - это..? (Вселенная)

2. Холодные небесные тела, не излучающие собственного света?  (Планеты)

3. Ближайшая к Земле планета? (Солнце)

4. Огромное, раскаленное небесное тело, излучающее свет? (Звезда)

5. Планета, на которой мы живём? (Земля)

 

Разгадывают кроссворд.

Открытие нового знания

Остановка планета Меркурий

- Обратите внимание на слайд, перед вами какая планета? (Земля)

- Ребята, давайте поближе познакомимся с планетой Меркурий, о ней нам расскажет …

Меркурий - ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью - ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

- Прочитайте, что говорит нам учебник про планету.

Остановка планета Венера о ней нам расскажет …

Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом. Размером Венера схожа с Землей и также окружена толстым слоем облаков , но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Остановка планета Земля, о ней нам расскажет…

- Прочитайте, что говорит нам учебник про планету.

Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и животных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.

— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна)

Луна - ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Остановка планета Марс, о нем нам расскажет…

Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до -85 С.

Остановка планета Юпитер, о нем нам расскажет…

- Прочитайте, что говорит нам учебник про планету.

Следующая от Солнца планета Юпитер - самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.

Остановка планета Сатурн, о нем нам расскажет…

Шестая планета Солнечной системы Сатурн - вторая по величине после Юпитера. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее - бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Остановка планета Уран, о нем нам расскажет…

Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Остановка планета Нептун, о нем нам расскажет…

Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна составляет -200 С.

- Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца)

- Обратите внимание на  презентацию. На слайде будут изображены планеты, ваша задача состоит в том, чтоб правильно их назвать. 

- А знаете ли вы, что такое «спутник» и «Луноход»?

Спутник - в небесной механике объект, вращающийся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта.

- Кто прочитает в учебнике про спутники планет?

- Кто знает, а что такое автоматические межпланетные станции? Для чего они нужны?

Автоматические межпланетные станции – это беспилотные космические летательные аппараты, предназначенные для полетов к другим небесным телам с целью изучения Солнечной системы.

Луноход транспортное устройство, предназначенное для передвижения по поверхности Луны и управляемое по радио с Земли. 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя: Земля.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о планетах. Ищут информацию в учебнике. 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Внимательно читают учебник.

Применение теоретических положений

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

 

- Вот мы и размялись, продолжаем наше путешествие, и следующая остановка.

Отчего на земле сменяются день и ночь, и времена года.

- Ребята, откройте учебник на странице 12.

Задание: Проанализируйте в группах по двое (с соседом по парте) схемы. С их помощью по­пробуйте объяснить причины следующих природ­ных явлений:

а) смена дня и ночи;

б) смена времён года.

- Класс, как мы сможем проверить, какая группа ответила правильно на вопросы?  Начиная с конца 3 колонки по цепочке читаем текст учебника.

- Что мы наблюдаем, когда Земля вращается вокруг своей оси? Какая группа правильно ответила на вопрос?

- Вокруг чего еще вращается наша планета?

- Как вы думаете, что происходит на земном шаре той части, которая ближе к Солнцу?

- А в той, которая дальше от Солнца?

- Отчего же на Земле сменяются времена года? Какая группа правильно ответила на вопрос? 

- Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать?

Выполняют упражнения. 

 

Распределяются по группам (сосед по парте), отвечают на вопросы учителя.

 

Солнце освещает сначала одну часть Земли, а затем – другую. Так сменяется день и ночь.

- Вокруг солнца.

- Там будет теплее, значит это будет лето)

- Там холоднее, поэтому там будет зима.

- Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вращения Земли вокруг Солнца.

- Смена дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года - вращение Земли вокруг Солнца (год).

Самостоятельная работа

Проверяем полученные знания

- Ребята на этой остановке вам предстоит самостоятельно ответить на вопросы. Откройте учебник на странице 14.

Задание: Назови планеты по схеме на этой страни­це. Для самопроверки используй схему на с. 5.

Выполняют задания учителя.

Обобщение усвоенного

- Ребята все верно.

- Но, на этом задания не заканчиваются, сейчас ваша задача ответить правильно на тест:

1. Солнечная система – это ...

а) это совокупность планет, вращающихся вокруг центральной звезды.

б) это звезды, испускающие яркий свет

в) это звездная система планет

2. Укажи верное высказывание.

а) Земля движется вокруг Солнца

б) Солнце движется вокруг Земли

в) Спутники движутся вокруг Земли

3. Выберите самую большую планету.

а) Марс

б) Сатурн

в) Юпитер

4. Укажи спутник Земли.

а) Луна

б) Нептун

в) Уран

5. Запиши планеты в порядке удаления от Солнца.

Марс, Плутон, Уран, Нептун, Венера, Меркурий, Земля, Сатурн, Юпитер

6. Выберите самую маленькую планету.

а) Уран

б) Юпитер

в) Меркурий

7. Укажите сколько спутников у Сатурна.

а) 60

б) 1

в) 2 

Выполняют задания учителя.

Контроль результата учебной деятельности

 

- Все, время прошло, сдаем работу.

-  Сейчас к доске выйдут 3 ребят. Они должны ответить на мой вопрос. Первый человек отвечает, второй добавляет, а третий комментирует ответ.  

Вопросы:

1. Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

2. Как движется Земля в космическом пространстве?

3. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.

4. Почему проис­ходит смена времён года на нашей планете?

- Спасибо ребята, правильно ответили на вопросы.  В состав Солнечной системы входят планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну. С движением Земли в космическом пространстве связаны такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времён года.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

- Класс, какая была тема урока?

- Какова цель урока?

- Что было самым важным на уроке?

- Какая информация была для вас трудной, а какая наоборот?

- Довольны ли вы своей работой? 

- Ребята, спасибо за работу!

Ответы учащихся.

 

Размер:
78.8 Kb
Скачали:
11