УМК: Перспективная начальная школа.
Цель урока: познакомить обучающихся с историческими фактами возникновения Москвы и ее правителями.
Задач:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.
- Не забывайте, что, отвечаем мы только по поднятой руке, на уроке ведем себя тихо, слушаем внимательно и работаем старательно. Садитесь.
- Ребята, для чего мы изучаем историю своей Родины?
- Говорят, что человек, который не знает культуры своего народа и истории своей Родины – человек некультурный.
- В истории нашего Отечества были и взлеты, и падения, и победы, и поражения. Знать прошлое - значит, во многом понимать настоящее.
- Давайте обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
На доске записаны имена русских князей, каждое из которых шифруется одной из цифр. Олег - 1, Игорь - 2, Святослав - 3, Владимир Святославич - 4, Ярослав Мудрый - 5, Владимир Мономах - 6.
Вопросы:
Проверка ответов - на доске цифры: 1, 1, 4, 4, 5, 5, 6.
"С мала ключика студена потекла река, Невелика начиналась Матушка Москва" - пелось в старинной песне. Как думаете, о чем эти строки? (если затрудняются, предлагаю пословицу – "Москва веками строилась")
- Москва – величайший город, гордость и слава русского народа. Но, когда же Москва стала городом?
- Посмотрите на слайд, кто там изображен?
- Кто знает кто такой князь? А что такое княжество?
Князь - глава войска и правитель области на Руси. Княжество - область, которой управляет князь
- Почему я выбрала именно изображения князя? О чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о Москве и о князьях)
- Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Возникновение Москвы. Первые московские князья)
- Ребята, как вы думаете, какие цели и задачи мы с вами поставим? (Узнать, когда Москва стала городом, кто основал Москву, почему этот город так назвали, кто были правителями)
- Хорошо, давайте разбираться в этих вопросах.
- Откройте учебники на странице 34. Ваша задача прочитать текст, после чего вы ответите на вопросы.
- Итак, давайте проанализируем прочитанное.
- Когда была основана Москва? (4 апреля 1147 года)
- Сколько лет исполнилось Москве в 2022 году? (875 лет)
- Вот такая уже старая столица нашей страны. С именем, какого князя связывает история основание города? (Юрий Долгорукий)
- Как вы думаете, почему у Юрия Долгорукого было такое прозвище? (за постоянные посягательства на чужие земли)
- На какие княжества была разделена Русь? (Владимиро-Суздальское, Киевское, Новгородское, Смоленское, Муромо-Рязанское, Черниговское)
- Посмотрите, где они располагаются. (слайд)
- Что обозначает дата 1156 год? (Москва стала деревянной крепостью, обгороженной частоколом)
- Ребята, а как вы думаете, в какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? (ответы детей)
- Сейчас проверим, правы ли мы были. Прочитаем текст на стр. 35 по цепочке по абзацам, слушаем друг друга внимательно.
- Давайте сделаем небольшой вывод, в какое же княжество входила Москва, при Юрии Долгоруком или это были самостоятельные земли?
- Да, молодцы. А с чьим же именем тогда связано рождение Москвы, как центра Московского княжества? (Даниила, сына Александра Невского)
- Действительно, становление Москвы, как центра Московского княжества связано с именем Князя Даниила.
- В начале XIV века под власть московских князей перешел ряд соседних с Москвой городов.
- Какие города перешли под власть Московских правителей? (Переяславль, Можайск, Коломна)
- Удачное географическое положение Москвы способствовало росту и быстрому заселению Московского княжества.
- Какую роль играла река Москва? Почему? (по ней переправлялись товары)
- Когда расцвела Москва, при каком правителе? (Иван Данилович)
- Почему князя Ивана Даниловича прозвали Калитой? (Он был богат, а слово "калита" обозначает "мешок с деньгами")
- Как изменились стены Кремля во время правления Дмитрия Донского? (Они стали каменными)
- Следуя из этого, какое название получила Москва? (Белокаменная)
- Хорошо, а сейчас вы поработаете в парах, рассмотрите свиток на стр. 37.
- Назовите годы правления первого московского князя – Даниила Александровича, московских князей – Ивана Даниловича (Калиты) и его внука Дмитрия Донского. (называют)
Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы "да" или "нет".
Ребята отвечают определенными движениями: "да" - поднимают руки вверх, "нет" - приседают, поставив руки на пояс. (движения, по договоренности, могут быть другими)
- Предлагаю сейчас ответить устно на мои вопросы. Отвечаем быстро и по поднятой руке.
На партах у вас лежат карточки с тестом. Вам нужно отметить один вариант ответа, после чего мы выполним проверку.
1. Какой год считается годом рождения Москвы?
а) 1047;
б) 1147;
в) 147;
г) 1107.
2. Как называется холм, на котором уже в XII веке был построен деревянный Московский Кремль?
а) Боровицкий холм;
б) Таганский холм;
в) Лефортовский холм;
г) Тверской холм.
3. Какой кремль существовал во время правления Ивана Калиты?
а) белокаменный;
б) кирпичный;
в) дубовый;
г) краснокаменный.
4. Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты - Дмитрии Донском?
а) дубовый;
б) белокаменный;
в) кирпичный;
г) краснокаменный.
5. Куда впадает Москва-река?
а) в Черное море;
б) в Оку;
в) в Днепр.
6. Как выглядели стены Московского Кремля в середине XIV века?
а) кирпичные;
б) каменные;
в) дубовые.
7. В каком году были возведены стены Московского Кремля из белого камня?
а) 1376;
б) 1267;
в) 1767;
г) 1367.
8. Какие моря соединял путь "из варяг в греки"?
а) Балтийское и Черное;
б) Белое и Черное;
в) Балтийское и Белое;
г) Балтийское и Азовское.
9. Назови автора древнейшей русской летописи "Повесть временных лет".
а) Садко;
б) Нестор;
в) Александр Невский.
10. Как называется самая высокая башня Кремля?
а) Спасская;
б) Кутафья;
в) Троицкая.
11. Чем знаменита Спасская башня?
а) высотой;
б) Кремлевскими курантами;
в) красотой;
г) резными узорами.
12. Кого считают основателем Москвы?
а) Ивана Калиту;
б) Дмитрия Донского;
в) Александра Невского;
г) Юрия Долгорукого.
- А сейчас ваша задача - отгадать кроссворд, который вы видите на доске.
- Кто отгадывает слово, подходит к доске, записывает. Отвечаем по поднятой руке.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (ответы детей)
- Достигли мы её?
- Что нового вы узнали?
Домашнее заданине
Стр. 34-38, тетрадь стр. 9.