План конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Страна городов"

Цель урока: формирование первоначальных представлений о становлении и развитии Древнерусских городов.

Задачи:

  • дать представление об устройстве Древнерусских городов;
  • формировать умение поиска информации в различных источниках;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к урокам окружающего мира.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте ребята, давайте встанем и поприветствуем друг друга. Молодцы, присаживайтесь.
- Давайте улыбнемся друг другу, повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему свою улыбку.

Актуализация

- Для начала давайте вспомним, каковы были особенности природы тех краев, где жили восточные славяне. (селились у рек, чтобы рыбачить, рядом были леса, чтобы охотится, плодородная земля - для земледелия)
- Отлично, вы хорошо запомнили особенности природы, где жили восточные славяне.

Выявление места и причины затруднения

- Ребята, сегодня мы совершим интересное путешествие и узнаем некоторые факты из истории Древнерусского государства.
- Нам нужно определить тему нашего путешествия. Знаете ли вы как Западные соседи называли Русь? (ответы детей)

- Они говорили "Русь - страна ...!"
- Для этого давайте ответим на несколько вопросов, за каждый правильный ответ мы будем получать букву.

  1. Посуду Древние славяне делали из ... (глины)
  2. Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами ... (Олег)
  3. Кем был Великий князь на Руси? (главой Руси)
  4. Человек очень большой силы, стойкости и отваги – это… (богатырь)
  5. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься... (земледелием, бортничеством, рыболовством)
  6. Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? (князь Владимир)

За каждый ответ прикрепляет на доску букву, в итоге получает "Город" подводит к теме.
- Так значит, давайте повторим, как называли западные соседи Русь, Русь страна городов! Это и есть тема нашего занятия.

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, кто мне поможет? (цель - узнать про древнерусские города, их особенности и расположение)
- Сегодня мы с вами узнаем о двух городах Древней Руси.

Построение проекта и выход из ситуации

- Начинаем наше путешествие!
- Чтобы начать разговор о городах, нам надо узнать, как они появились. Для этого предлагаю вам прочитать текст, который лежит у вас на партах.
- Пожалуйста прочтите текст и мы сможем ответить на вопрос, как появились города. У вас есть 2 минутки.

- Время вышло, кто может ответить как появились города? (спрашиваю тех, кто поднимет руки)
- Отлично, молодцы. Мы выяснили, как появились города.

Реализация построенного проекта

- Сейчас я расскажу вам о устройстве древнерусского горда, после этого мы выполним небольшую работу.
- Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлем. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

- За пределами кремля жили ремесленники и другой городской люд. Шумно и оживленно было на главной торговой площади города. Много прекрасных городов было на Руси.
- Но краше всех - киев, стольный град великих князей. Далеко за пределами Руси шла молва о красоте Киева.

- Давайте откроем стр. 30 учебника, посмотрите на схему Киева, что вы на ней видите? (софийский собор - главная церковь города, ворота, крепостные стены)
- Вы молодцы, но я вижу вы немного устали сидеть, давайте немного отдохнем.

Физминутка

- Встаньте из за парт, отлично, давайте разомнем шею, повороты головой вправо - влево, молодцы, теперь пальчики в замок, вращаем кистями - умницы, теперь сделали глубокий вдох...и выдох!
- Превосходно, присаживайтесь на свои места.

- Мы можем продолжать наше путешествие. Следующая наша остановка - город Новгород. Север нашей страны - удивительный край рек и озер.
- Располагался Новгород на оживленном торговом пути. (показываю слайд с изображением Новгорода)

- Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече - собрании всех горожан. Удивительная жизнь древнего города открылась благодаря находкам археологов.
- Выдающимся открытием стали берестяные грамоты. Это березовая кора, жители Новгорода выцарапывали на них буквы специальными палочками - писалами. (показываю слайд с берестяной грамотой)

Первичное закрепление во внешней речи

- Теперь я предлагаю вам провести небольшую проектную работу, я сейчас разделю вас на группы, каждая группа должна будет сделать плакат по своей теме, материал для этого я вам раздам.

  • 1 группа: тема плаката "Как выглядел древний Киев"
  • 2 группа: "Схема древнего Киева"
  • 3 группа: Особенности Архитектуры Древнего Киева
  • 4 группа: "Как выглядел Новгород"
  • 5 группа: "Находки археологов"

- Можете приступать к работе. У вас есть 5 минут, после того как доделаете, один человек из группы должен будет выйти и презентовать ваш плакат.
- Выберете того, кто будет рассказывать у доски.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Отлично! Вы молодцы, теперь проведем самостоятельную работу.
- На ваших партах есть небольшой тест, предлагаю вам сделать его. После - вместе проверим на сколько вопросов вы ответили правильно. (тест из вопросов)

- Время вышло, давайте проверим, на все ли вопросы вы ответили верно. (читаю вопросы - отвечают, отмечают верно/неверно)
- Поднимите руку, у кого нет ошибок - молодцы, у кого одна ошибка, у кого две и более? Вам нужно быть внимательнее и дома еще раз изучить эту тему

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, сейчас я попрошу вас поднять зеленый смайлик, если у вас на уроке все получалось и урок вам понравился, желтый, если у вас были трудности и красный, если вы ничего не поняли.
- Ребята, спасибо вам за урок. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!