Цель урока: формирование первоначальных представлений о становлении и развитии Древнерусских городов.
Задачи:
- Здравствуйте ребята, давайте встанем и поприветствуем друг друга. Молодцы, присаживайтесь.
- Давайте улыбнемся друг другу, повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему свою улыбку.
- Для начала давайте вспомним, каковы были особенности природы тех краев, где жили восточные славяне. (селились у рек, чтобы рыбачить, рядом были леса, чтобы охотится, плодородная земля - для земледелия)
- Отлично, вы хорошо запомнили особенности природы, где жили восточные славяне.
- Ребята, сегодня мы совершим интересное путешествие и узнаем некоторые факты из истории Древнерусского государства.
- Нам нужно определить тему нашего путешествия. Знаете ли вы как Западные соседи называли Русь? (ответы детей)
- Они говорили "Русь - страна ...!"
- Для этого давайте ответим на несколько вопросов, за каждый правильный ответ мы будем получать букву.
За каждый ответ прикрепляет на доску букву, в итоге получает "Город" подводит к теме.
- Так значит, давайте повторим, как называли западные соседи Русь, Русь страна городов! Это и есть тема нашего занятия.
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, кто мне поможет? (цель - узнать про древнерусские города, их особенности и расположение)
- Сегодня мы с вами узнаем о двух городах Древней Руси.
- Начинаем наше путешествие!
- Чтобы начать разговор о городах, нам надо узнать, как они появились. Для этого предлагаю вам прочитать текст, который лежит у вас на партах.
- Пожалуйста прочтите текст и мы сможем ответить на вопрос, как появились города. У вас есть 2 минутки.
- Время вышло, кто может ответить как появились города? (спрашиваю тех, кто поднимет руки)
- Отлично, молодцы. Мы выяснили, как появились города.
- Сейчас я расскажу вам о устройстве древнерусского горда, после этого мы выполним небольшую работу.
- Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлем. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.
- За пределами кремля жили ремесленники и другой городской люд. Шумно и оживленно было на главной торговой площади города. Много прекрасных городов было на Руси.
- Но краше всех - киев, стольный град великих князей. Далеко за пределами Руси шла молва о красоте Киева.
- Давайте откроем стр. 30 учебника, посмотрите на схему Киева, что вы на ней видите? (софийский собор - главная церковь города, ворота, крепостные стены)
- Вы молодцы, но я вижу вы немного устали сидеть, давайте немного отдохнем.
Физминутка
- Встаньте из за парт, отлично, давайте разомнем шею, повороты головой вправо - влево, молодцы, теперь пальчики в замок, вращаем кистями - умницы, теперь сделали глубокий вдох...и выдох!
- Превосходно, присаживайтесь на свои места.
- Мы можем продолжать наше путешествие. Следующая наша остановка - город Новгород. Север нашей страны - удивительный край рек и озер.
- Располагался Новгород на оживленном торговом пути. (показываю слайд с изображением Новгорода)
- Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече - собрании всех горожан. Удивительная жизнь древнего города открылась благодаря находкам археологов.
- Выдающимся открытием стали берестяные грамоты. Это березовая кора, жители Новгорода выцарапывали на них буквы специальными палочками - писалами. (показываю слайд с берестяной грамотой)
- Теперь я предлагаю вам провести небольшую проектную работу, я сейчас разделю вас на группы, каждая группа должна будет сделать плакат по своей теме, материал для этого я вам раздам.
- Можете приступать к работе. У вас есть 5 минут, после того как доделаете, один человек из группы должен будет выйти и презентовать ваш плакат.
- Выберете того, кто будет рассказывать у доски.
- Отлично! Вы молодцы, теперь проведем самостоятельную работу.
- На ваших партах есть небольшой тест, предлагаю вам сделать его. После - вместе проверим на сколько вопросов вы ответили правильно. (тест из вопросов)
- Время вышло, давайте проверим, на все ли вопросы вы ответили верно. (читаю вопросы - отвечают, отмечают верно/неверно)
- Поднимите руку, у кого нет ошибок - молодцы, у кого одна ошибка, у кого две и более? Вам нужно быть внимательнее и дома еще раз изучить эту тему
- Наш урок подходит к концу, сейчас я попрошу вас поднять зеленый смайлик, если у вас на уроке все получалось и урок вам понравился, желтый, если у вас были трудности и красный, если вы ничего не поняли.
- Ребята, спасибо вам за урок. До свидания!