Цель урока:
Начинается урок,
И пойдет всем нам он впрок
Постарайся все понять,
Учись тайны открывать,
Ответы полные давать,
Исследуй, изучи, пойми.
И в жизни знания внедри!
Учитель: Внедри - это значит используй, внеси в свою жизнь полученные знания.
Деление на 4 группы. На столах каждой группы карточки определенного цвета.
- О чем мы узнали на прошлом уроке? (ответы учащихся)
Стратегия "Ты мне я тебе"
Дети выходят к доске, становятся в два круга, один меньше - внутри, один больше - снаружи. Далее ученики рассказывают друг другу, что наша планета имеет форму слегка вытянутого шара, люди исследовали землю, наблюдали с космоса и сделали вывод.
- Следующий вопрос - кто населяет нашу планету? (Люди. Мы живем на нашей прекрасной планете)
- Давайте проделаем опыт с участием человека.
Опыт с зеркалом
- У каждой группы на столе зеркало. Ребята смотрят в зеркало и делают вывод, что полного изображения человека в зеркале не видно.
- Ставим перед зеркалом фигурки уменьшенные детей. Они полностью видны в зеркале.
- Вывод: предмет можно уменьшить, его будет видно.
- Кукла – уменьшенная копия человека.
Просмотр отрывка из мультфильма про Нильса и гуся Мартина. Из просмотренного – вывод: предмет можно уменьшить.
Учитель: Сейчас, ребята, мы будем исследовать. Выполнять уменьшенные копии предметов класса.
Задания в группах:
- Соединить все предметы на картонке.
- Что получили? (Уменьшенную копию классной комнаты)
- Ребята, откройте учебники на стр. 58, найдите красным шрифтом понятие слова "модель", прочитайте вполголоса.
- Модель - уменьшенная копия предмета
Учитель: Когда вы идете в школу, что вы видите вокруг? (Часть территории Земли)
- Всю Землю мы можем увидеть сразу? (Нет!)
- Что нужно сделать, чтобы увидеть всю Землю сразу? (Выполнить модель Земли)
- Правильно, ребята. А как называется модель Земли, вы узнаете, отгадав загадку.
На ноге стоит одной,
Кружит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Учитель: Давайте посмотрим еще раз, какой увидели нашу Землю космонавты?
- Чтобы мы могли изучить нашу планету ученые сделали ее уменьшенное изображение - модель - глобус.
- Первый глобус появился более 500 лет назад в Германии. И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель "Земное яблоко".
- До сих пор первый глобус хранятся в одном из музеев Германии.
Исследование
- Повращайте глобус. Как вращается глобус?
- Вокруг воображаемой прямой линии - это ось. Ось вращения имеет наклон. Позже на уроках географии вы узнаете, что от этого зависит очень многое на Земле.
- Найдите и покажите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
- Кто знает их названия? (Северный и Южный полюс)
- Какие цвета изображены на глобусе? (Синий цвет - водоемы. Желтый, коричневый и зеленый - это суша)
- Где живут люди? (на суше)
- На Земном шаре 6 материков Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.
- Материк - это крупная территория суши. Есть еще более мелкие территории суши - острова.
- Например всеми нами любимый остров Мадагаскар.Найдите его на глобусе, он возле Африки.
- Давайте побываем три минутки на этом острове и отдохнем.
Физминутка "Осторов Мадагаскар"
- А теперь вернемся, ребята, к нашей теме.
- На каком материке находится наша страна Россия? (Евразия)
- Чтобы передавать более конкретные изображения нашей Земли изобрели карту.
- Карта - это плоское изображение частей территории Земли. На доске карта России.
- Давайте подробно рассмотрим карту нашей Родины.
- На территории России располагаются города, реки, моря, озера, леса и горы. Давайте выделим некоторые объекты, смоделируем и нанесем вот на эту модель (шар или карту?) на территорию России.
- Капитаны каждой группы расскажут о своем объекте, которые их группа моделирует.
- 1 группа - река Нева.
- Около какой реки расположен наш город? (Нева)
Капитан: Река Нева – единственная река, вытекающая из Ладожского озера.
- 2 группа - озеро Байкал в списке самых больших и глубоководных озер мира по принадлежности в мире.
- Байкал - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое пресноводное озеро по площади на континенте.
- 3 группа - Уральские горы.
- Уралькие горы - горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами.
- 4 группа - Аральское море - раньше Аральское море являлось четвертым водоемом во всем мире. В данное время море исчезает, гибнет.
- Гибель Аральского моря стала следствием чрезмерного забора воды для полива земель.
- На сегодня - это бессточное соленое озеро. Гибель Аральского моря называют экологической катастрофой.
Ученики лепят модели и наносят на модель Земли.
Учитель подносит микрофон к учащимся, они рассказывают,что узнали на уроке. Оценивание.
На доске части планеты Земля.
Ученик прикрепляют стики с изображением человечков туда, где они себя видят на уроке.