Конспект урока по окружающему миру "Глобус - модель Земли"

Цель урока:

  • знать способы изображения искусственной модели Земли;
  • закрепить понимание детьми шарообразности Земли;
  • научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

Ход урока

Организационный момент

Начинается урок,
И пойдет всем нам он впрок
Постарайся все понять,
Учись тайны открывать,

Ответы полные давать,
Исследуй, изучи, пойми.
И в жизни знания внедри!

Учитель: Внедри - это значит используй, внеси в свою жизнь полученные знания.

Деление на 4 группы. На столах каждой группы карточки определенного цвета.

  • 1 группа - желтый цвет.
  • 2 группа - зеленый цвет.
  • 3 группа - коричневый цвет.
  • 4 группа - синий цвет.

Стартер

- О чем мы узнали на прошлом уроке? (ответы учащихся)

Стратегия "Ты мне я тебе"

Дети выходят к доске, становятся в два круга, один меньше - внутри, один больше - снаружи. Далее ученики рассказывают друг другу, что наша планета имеет форму слегка вытянутого шара, люди исследовали землю, наблюдали с космоса и сделали вывод.

- Следующий вопрос - кто населяет нашу планету? (Люди. Мы живем на нашей прекрасной планете)
- Давайте проделаем опыт с участием человека.

Опыт с зеркалом

- У каждой группы на столе зеркало. Ребята смотрят в зеркало и делают вывод, что полного изображения человека в зеркале не видно.
- Ставим перед зеркалом фигурки уменьшенные детей. Они полностью видны в зеркале.

- Вывод: предмет можно уменьшить, его будет видно.
- Кукла – уменьшенная копия человека.

Просмотр отрывка из мультфильма про Нильса и гуся Мартина. Из просмотренного – вывод: предмет можно уменьшить.

Учитель: Сейчас, ребята, мы будем исследовать. Выполнять уменьшенные копии предметов класса.

Задания в группах:

  • 1 группа: вылепить копию учительского стола.
  • 2 группа: вылепит копию доски.
  • 3 группа: вылепить копию парты.
  • 4 группа: вылепить копию стула.

- Соединить все предметы на картонке.
- Что получили? (Уменьшенную копию классной комнаты)

- Ребята, откройте учебники на стр. 58, найдите красным шрифтом понятие слова "модель", прочитайте вполголоса.

- Модель - уменьшенная копия предмета

Учитель: Когда вы идете в школу, что вы видите вокруг? (Часть территории Земли)
- Всю Землю мы можем увидеть сразу? (Нет!)

- Что нужно сделать, чтобы увидеть всю Землю сразу? (Выполнить модель Земли)
- Правильно, ребята. А как называется модель Земли, вы узнаете, отгадав загадку.

На ноге стоит одной,
Кружит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Учитель: Давайте посмотрим еще раз, какой увидели нашу Землю космонавты?
- Чтобы мы могли изучить нашу планету ученые сделали ее уменьшенное изображение - модель - глобус.

- Первый глобус появился более 500 лет назад в Германии. И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель "Земное яблоко".
- До сих пор первый глобус хранятся в одном из музеев Германии.

Исследование

- Повращайте глобус. Как вращается глобус?
- Вокруг воображаемой прямой линии - это ось. Ось вращения имеет наклон. Позже на уроках географии вы узнаете, что от этого зависит очень многое на Земле.
- Найдите и покажите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

- Кто знает их названия? (Северный и Южный полюс)
- Какие цвета изображены на глобусе? (Синий цвет - водоемы. Желтый, коричневый и зеленый - это суша)
- Где живут люди? (на суше)

- На Земном шаре 6 материков Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.
- Материк - это крупная территория суши. Есть еще более мелкие территории суши - острова.

- Например всеми нами любимый остров Мадагаскар.Найдите его на глобусе, он возле Африки.
- Давайте побываем три минутки на этом острове и отдохнем.

Физминутка "Осторов Мадагаскар"

- А теперь вернемся, ребята, к нашей теме.
- На каком материке находится наша страна Россия? (Евразия)
- Чтобы передавать более конкретные изображения нашей Земли изобрели карту.

- Карта - это плоское изображение частей территории Земли. На доске карта России.
- Давайте подробно рассмотрим карту нашей Родины.

- На территории России располагаются города, реки, моря, озера, леса и горы. Давайте выделим некоторые объекты, смоделируем и нанесем вот на эту модель (шар или карту?) на территорию России.

- Капитаны каждой группы расскажут о своем объекте, которые их группа моделирует.

- 1 группа - река Нева.
- Около какой реки расположен наш город? (Нева)
Капитан: Река Нева – единственная река, вытекающая из Ладожского озера.

- 2 группа - озеро Байкал в списке самых больших и глубоководных озер мира по принадлежности в мире.
- Байкал - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое пресноводное озеро по площади на континенте.

- 3 группа - Уральские горы.
- Уралькие горы - горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами.

- 4 группа - Аральское море - раньше Аральское море являлось четвертым водоемом во всем мире. В данное время море исчезает, гибнет.
- Гибель Аральского моря стала следствием чрезмерного забора воды для полива земель.
- На сегодня - это бессточное соленое озеро. Гибель Аральского моря называют экологической катастрофой.

Ученики лепят модели и наносят на модель Земли.

Рефлексия "Свободный микрофон"

Учитель подносит микрофон к учащимся, они рассказывают,что узнали на уроке. Оценивание.

На доске части планеты Земля.

  • Бермудский треугольник - не понял.
  • Материк Евразия - знаю.
  • Остров Мадагаскар - были вопросы.

Ученик прикрепляют стики с изображением человечков туда, где они себя видят на уроке.

Размер:
18.54 Kb
Скачали:
4