Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как возникали и строились города"

Цель урока:

  • систематизировать представление детей о городе;
  • усвоение понятий "кремль", "собор", "посад", "торг".

Задачи: усвоить понятия "город", формировать умение выделять основные особенности данного населенного пункта.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.

Учебник: "Окружающий мир", 4 класс II часть (Н.Ф. Виноградова)

Ход урока

Организация класса

- Здравствуйте ребята, тихо садитесь.
- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

- Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Валерия Олеговна.
- Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположен на парте учебник, пенал.
- Мы продолжаем говорить об удивительном, окружающем нас мире.

Освоение новых знаний

Определение темы и цели урока

- Разгадайте ребус.

Ребус "Город"Ребус "Город"

- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока "Как возникали и строились города".
- Ребята, мы не будем говорить о том, где жить хорошо: в городе или селе, потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город.

- Но наблюдается и другой процесс – жители городов переезжают в сельскую местность, где более чистый воздух и жизнь более спокойная.
- Мы должны разобраться, что такое город и как возникли города.
- Какие задачи мы поставим перед собой на данном уроке?

Прослушивание и анализ информации о городе

- Сегодня нам очень трудно представить себе современный мир без больших городов, широких проспектов, высотных зданий. Но было время, когда вообще не было городов и поселений. Можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека. Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости.

Одни имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. "Профессии" городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются крупными промышленными центрами, третьи - портами или курортами.

Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг него располагаются другие населенные пункты – села, поселки, деревни

О древнем городе вам расскажет (…). Вы внимательно слушайте и запомните, что обозначает слово "город".

В старину слово "город" означало "огороженное, укрепленное место". Все города имели укрепления - стены с башнями, вал и ров. Обычно на холме, около реки возводились деревянные изгороди – частоколы, которые защищали жителей от врагов. В центре города строилось дополнительное укрепление – кремль, где находился собор и двор князя.

Основные жители города - купцы, ремесленники, дружинники – жили за городскими стенами, в неукрепленной части города, которая называлась посад. Самое оживленное место в городе – рыночная площадь или торг.

- Что обозначает слово "город"? (ответы учащихся)
- Какие укрепления имели древние города?
- Кто жил в кремле?

- Что находилось в кремле?
- Кто жил за городскими стенами?
- Какое место в городе было самым оживленным?

- Кто такой дружинник?
- Кто такой купец? Посмотрите на слайде, чем торгуют купцы?
- Кто такой ремесленник?
- Как называлась территория за городом, где жили ремесленники и купцы?

Анализ иллюстрации

- Откройте учебник на с. 52. Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
- Как вы думаете, какой город изображен современный или древний? Как вы догадались?
- Как укреплен город?

- Почему город находится на высоком берегу реки?
- Найдите кремль, каким образом кремль укреплен?
- Из чего сделан город?

- Найдите собор, из чего он сделан?
- Отыщите рыночную площадь. Как вы думаете, чем торговали купцы?
- Как называлась территория за городом?

- Кто жил в посаде?
- С какой целью построена на реке пристань?
- Древний город – это укрепленное поселение.

Динамическая пауза "Мы по городу гуляем"

- Встаньте, выйдите из-за столов. Проведем динамическую паузу.

Мы по городу гуляем (шагают на месте)
Мы свой город изучаем (поворот головы вправо – влево)
Справа есть высокий дом (поднимают правую руку)
Обойдем его кругом (поворот вокруг себя)

Слева домик ниже (левую руку вниз)
Подойдем к нему поближе (шагают на месте)
Ну, а это сад родной, очень весело нам в нем! (руки "куполом" над головой и приседают)

Путешествие по "Кремлевским городам"

Московский Кремль

- Посмотрите на слайд. Что изображено на рисунке?
- Город, в котором есть кремль, называется "кремлевским" городом. Совершим путешествие по "кремлевским " городам России.

- Как вы думаете, куда мы отправимся сначала? (Москва)
- Почему в Московский Кремль?

- Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.
- А теперь ваши одноклассники расскажут об истории Московского Кремля.

1-й ученик

История Кремля берет свое начало в далеком 1156 году, именно тогда князь Юрий Долгорукий положил начало строительства крепости на месте древнего поселения. Захватив поселение, князь построил на его месте деревянный город, который окружали высокие дубовые стены. бСейчас комплекс Кремля насчитывает 20 Кремлевских башен, каждая из которых имеет свою историю и название.

Пожалуй, самая старая и таинственная – это Тайницкая башня. Из башни можно было через подземный тоннель выйти к реке и потайному колодцу. Самая высокая башня, высота которой составляет 80 метров имеет название – Троицкая, а самая маленькая – Кутафья башня, всего 14 метров.

2-й ученик

Мы попадаем на Соборную площадь. Соборную площадь окружают три величественных собора: Успенский, Благовещенский, Архангельский в центре Колокольня Ивана Великого. Главнейшим памятником истории является Успенский собор, построенный в 15 веке архитектором Аристотелем Фиоравенти, специально вызванным из Италии. "Яко един камень", - говорили о нем русские люди.

Такого прежде не бывало на Руси. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины, русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

В Успенском соборе хранилась самая почитаемая святыня – икона Владимирской богоматери. Владимирская богоматерь считалась защитницей от нашествий. Успенский собор стал символом русской государственности, суверенитета и единства страны. Сейчас здесь музей.

Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов. Это усыпальница московских князей и царя. Колокольня Ивана Великого, звонница. Раньше с нее читались указы царя. Отсюда пошло выражение "кричать на всю Ивановскую".

3–й ученик
На территории Московского Кремля находится самый большой колокол в мире – Царь-колокол, весом в 200 тонн, располагается так же на территории Кремля. Из-за многочисленных пожаров у колокола откололся кусок.

Недалеко от него заняла почетное место Царь-пушка, вес которой составляет без малого 40 тонн. Примечательна пушка тем, что за свою многовековую историю она так ни разу и не выстрелила.

- Откройте учебник на с.53, найдите последний абзац, давайте с вами прочитаем о Грановитой палате, главной достопримечательности Московского Кремля.
- После чтения вы должны будете ответить на вопрос: "Почему Грановитую палату называют чудом Московского Кремля?" (просмотр видеоролика)

Казань

- Вы уже знаете, что строили кремль для защиты города от врагов. Кремль в Казани – столице республики Татарстан – помнит многие истории татарского народа: войны, победы, поражения и многое другое. Казанский кремль – одно из самых красивых архитектурных сооружений в России.

История создания Казанского Кремля относится к XI-XII вв. Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного.

После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра. Одной из ярких достопримечательностей Казанского Кремля стала мечеть Кул Шариф. Построенная из белоснежного мрамора, мечеть украшена голубыми куполами и минаретами.

Еще одна достопримечательность Казанского Кремля - башня Сиюмбике, которая входит в состав Президентского комплекса. Башня, высотой 58 метров, имеет наклон в сторону на 1,8 м от оси.

- Чем знаменит Казанский кремль?

Нижний Новгород

- Продолжим наше путешествие, следующий пункт назначения – Нижний Новгород – "кремлевский город". Нижегородский кремль - это исторический центр города, место, откуда берет начало история Нижнего Новгорода. Три раза преображался памятник - он был деревянным, каменным, и наконец, 5 веков назад предстал перед горожанами в кирпичном обличии.

Первое летописное упоминание о Кремле относится к началу 13 века, когда великий князь Юрий Всеволодович заложил в устье реки Оки Новгород, то есть "новый город", и обнес его деревянно-земляной крепостью.

- Откройте учебник на с. 56. Рассмотрите иллюстрацию картины К.В. Лебедева "Новгород. Кремль". Автор изобразил Нижегородский кремль в морозный солнечный день.
- Согласитесь ли вы, что кремль выглядит величаво?
- Какие обязательные "кремлевские" постройки изобразил художник?

Итог урока

- Мы с вами сегодня совершили путешествие во времени и побывали в древнем городе, посмотрели, чем занимались его жители. Чтобы проверить, как вы усвоили материал урока, я предлагаю вам поиграть в игру "Что такое? Кто такой?"

  • Неукрепленная часть древнего города? (посад)
  • Укрепленный центр города? (кремль)
  • Рыночная площадь города? (торг)
  • Приближенный князя, член княжеского войска? (дружинник)
  • Человек, занимавшийся торговлей? (купец)
  • Человек, занимавшийся ремеслом? (ремесленник)
  • В каких "кремлевских городах" мы побывали?

Рефлексия

- Для того чтобы вы лучше усвоили материал о древних городах, вы дома прочитаете текст учебника на с. 51-56, рассмотрите иллюстрации и ответите на вопросы.
- Если материал урока вам понятен, вы запомнили особенности древнего города, то поднимите правую руку.
- Если вам требуется дополнительно изучить материал об особенностях древнего города, то поднимите левую руку.

- Сегодня на уроке активно работали ... (оценки)
- На этом наш урок закончен. До свидания.

Размер:
45.06 Kb
Скачали:
12