Цель урока: обобщить знания детей о весенних изменениях в природе, устанавливая причинно-следственные связи.
Задачи:
Пприветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Загадка
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла … (весна)
- О чем же сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока. (Ответы учащихся)
На доске: "Поведай, весна, чем красна, чем богата".
- Что значит "поведай"? (Новое и знакомое рассказала бы нам весна)
- Красна? (вспомним красна девица, красно солнышко)
- Будем красиво говорить. Богата?
- Ребята, назовите весенние месяцы. Астрономы (кто такие?) считают началом весны 20 марта. В этом году весна началась в 20 часов 57 минут.
- А знаете какой голос у весны? (Звучит музыка, Чайковский "Апрель")
- Вспомним признаки весны. Главный виновник этих изменений?
- Продолжим наше путешествие с синичкой Зинькой из произведения В.В. Бианки "Синичкин календарь". (показ книги)
- Назовите самые ранние признаки весны. (Учащиеся перечисляют признаки весны)
- Почему дни стали длиннее? солнце стало пригревать?
- Первая победа солнца - Весна света. (табличка на доску)
- И в этом убедилась синичка Зинька, полетев в поле. (Чтение отрывка: А солнце день ото дня... на пригорках показалась земля)
- "…на пригорках показалась земля…" - как сказать иначе?
- Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? Почему? (Чтение отрывка…Тут не прошло и трех дней … с белыми носами грачи)
- Прилет грачей изобразил художник А.К. Саврасов. Его картина так и называется "Грачи прилетели". (показ картины)
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Как мы называем этих птиц? Назовите еще перелетных птиц. Почему к нам первыми прилетают грачи?
- Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление. Вторая победа солнца – Весна воды. (табличка на доску)
- И эту победу очень хорошо изобразил в своей картине И.И. Левитан "Весна. Большая вода" (Впечатления детей о картине)
Стих С. Маршак "Снег теперь уже не тот…"
- А Зинька полетела на реку. (Чтение отрывков: "…Летит синичка над лугом…все к реке собираются", "…Прилетела на реку…вода собирается", "Тут вдруг как бухнет…большие и малые")
- Что же синичка увидела?
Видео "Ледоход на Северной Двине"
- Какие правила поведения нужно соблюдать во время ледохода?
- А может ли ледоход быть на озере? Почему?
Физкультминутка
- А сейчас послушайте: "…Я раз за дровами в лодке поехал, их много с реки к нам в половодье весной нагоняет…"
- Что же такое половодье? (толковый словарь)
- А близкое по значению слово?
- Третья победа солнца как вы думаете, какая?
- Весна зелени. (на доску табличка)
Стих. В. Нестеренко "Весна"
(читает ученик)
- Полетела Зинька в лес. (Чтение отрывка… "Легкий зеленоватый туман…стали распускаться листья)
- Что это за зеленоватый туман увидела синичка? (Показ веточек с чуть распустившимися листочками)
- Первоцвет?
Викторина
Стихотворение о подснежнике читает ученица. (слайд презентации)
- Сказка Андерсена "Подснежник". (у детей на столах тексты. Чтение по ролям)
- Почему подснежник мог расцвести среди снега?
- Где растут первоцветы? (Показ на карте Архангельской области. Красная книга)
Работа в парах
Детям подарить солнышки, которые сделаны старшеклассниками из бумаги.