Образовательная область: Интеграция "Коммуникация" + "Творчество".
Предмет: Развитие речи. Рисование.
Сквозная тема: "Деревья весной".
Тема: "Грачи прилетели" (составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова), "Ветка тополя" (предметное).
Цели:
Воспитательная: Воспитывать эстетические чувства и переживания; чувство любви к красоте родной природы.
Развивающая: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения.
Обучающая: Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине. Обогащать словарный запас определениями, синонимами. Совершенствовать технику рисования с натуры. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать карандашами и красками.
Оборудование: картина Саврасова "Грачи прилетели", картинки – слайды, образец рисунка, карандаши, краски, кисточки, непроливайки, салфетки, аудиозапись П. И. Чайковского "Времена года".
Звучит музыка П. И. Чайковский из альбома "Времена года" "Весна".
Слыхали ли вы,
Звенели капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
Слыхали ли вы,
Равнины, долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
Слыхали, слыхали
Мы гомон грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
На вести весенние
Чуткие ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава. (Беляевская "Весенние вести")
О каком времени года это стихотворение?
- Весна передала нам интересную картину, но она рассыпалась. Давайте мы ее соберем. А назовите приметы весны? Это картина русского художника Саврасова, которая называется "Грачи прилетели". Рассмотрите ее внимательно: что на ней изображено, какие цвета использовал художник. Художник изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- Расскажите о грачах, что они делают? (Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые)
- Что делает грач у корней березы? (Он нашел веточку и держит ее в клюве)
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные? (Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину)
Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! А что вы можете рассказать о деревьях? На каких березах больше гнезд и почему? (На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены)
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
- Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно? На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле? Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины. Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно что мы провожаем уходящую белоснежную зиму. Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова "Грачи прилетели"?
Как-то раннею весной
На опушке на лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного как ночь.
Разбежались по опушке
Прыг-скок, прыг-скок!
Где жучок, где червячок.
Предлагает составить рассказ по картине Саврасова "Грачи прилетели" с помощью схемы: какой снег (снежинки) на картине, какое небо (облако), какие постройки (дом) есть на картине, какие деревья и птицы. Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (немного холодно, грустно, где - то даже радостно потому что зима уходит)
- Ребята, а грачи садятся и на другие деревья. Как вы думаете, на какие?
Сообщает, что сегодня принесла в группу веточку тополя. Рассаживает детей так, чтобы хорошо было видна ваза с веточками. (для обследования образца) Ребята, покажите руками в воздухе направление веток, как они стоят в вазе.
Сколько листочков на каждой веточке, как они расположены, какой формы и цвета? На листе бумаги пальчиком покажите, где вы будете рисовать вазу, как расположите веточки. Ваша работа должна быть очень похожа на образец. Если в вазе 3 веточки, то и у вас должно быть 3, потому что это рисование с натуры.
Пальчиковая гимнастика
В вазе веточки стояли
на них почки набухали. (Поднять обе руки ладонями к себе)
Появились мы из почки - (Широко расставить пальцы и поиграть ими)
на ветру дрожат листочки.
Предлагает взять простые карандаши и наметить форму вазы, ее место на листе бумаги.
- Ваша работа должна быть выполнена крупно во весь лист. Ветки расположены так, как в вазе. Кто наметил форму вазы и веточек могут брать кисти и рисовать ими.
- Какой способ вы будете использовать при рисовании листочков? (примакивание)
- Правильно. При примакивании набираем краску на весь ворс кисти, слегка отжимаем о край баночки.
По окончанию работы предлагает детям отметить сходство своей работы с натурой.
Рефлексия "Что увидели весной".
Создает эмоционально-нравственную ситуацию. (поощрение)