Цель: развитие пространственных ощущений.
Задачи: развитие общей и мелкой моторики, слухового внимания, дыхания, координации речи с движением.
Педагог предлагает прослушать детям стихотворение и показывает картинки с изображением перелетных птиц.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Ритмическая разминка «Птицы летят»
Летят, как самолетики,
Изящны и легки,
Раздвоенные хвостики,
Красотки-ласточки. (Легкий бег на носках)
А вот летит соловушка,
Серая головушка.
Как он песенку споет —
Сердце радостно замрет. (Ходьба мелкими шагами)
Грачи по травке еще ходят,
Грачат-малюток следом водят. (Ходьба приставным шагом)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад —
Ищет цапля лягушат. (Шаг с высоким подъемом колена)
Послушайте, послушайте:
В лесу который год
Проказница кукушка
На веточке поет. (Шаг, хлопок, шаг, хлопок)
Музыкальная минутка
Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Педагог предлагает детям определить, голоса каких птиц звучали и какие птицы не относятся к перелетным.
Дыхательная гимнастка «Птицы»
Дети изображают птиц: разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук - выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным попеременным подниманием ног.
Подвижная игра «Аист и лягушки»
- Отгадайте загадку:
Длинношеий, длинноносый,
Длиннокрылый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга - «аист».
Дети идут по кругу и поют хором песню «Аист и лягушки». (слова и музыка С. Насауленко);
«аист» ходит, высоко поднимая
колени и взмахивая руками («крыльями»).
Аист вышел на охоту,
Ходит, ходит по болоту.
«Аист». Очень хочется лягушкой закусить,
Очень хочется лягушку проглотить!
«Лягушки». Кваки-кваки, ква-ква, ква-ква,
Кваки-кваки, ква-ква, ква-ква!
Кваки-кваки, ква-ква, ква-ква.
Ква! Ква! Ква-ква, ква!
С окончанием песни «лягушки» прыгают по залу, «аист» их ловит.
Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели...»
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли. (Сжимать и разжимать кулаки, затем при пересчете птиц загибать по одному пальцу)
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушек в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Упражнение на координацию речи с движением «Птичка»
Птичка крылышки сложила, (Руки вдоль туловища, ноги вместе)
Птичка крылышки раскрыла, (Руки в стороны)
Птичка перышки помыла. (Ноги на ширине плеч, наклоны в стороны)
Птичка клювом повела, (Наклоны вперед)
Птичка зернышки нашла. (Приседания)
Птичка зернышек поела (Имитация движения)
И тихонько полетела. (Махи руками)
Релаксация
Звучит мелодия «Звуки прир». Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Наши ножки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Сладко потянулись,
Дружно улыбнулись.