Цели:
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- расширение кругозора;
- воспитание любви к родной природе и бережного отношения к птицам;
- формирование умения играть в команде, уважать каждого члена команды.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, магнитофон, иллюстрации, оформленная выставка книг о птицах.
Ход игры.
- Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики»
- Игра проходит в 5 раундов, в каждом раунде – 9 заданий.
- Команды по очереди выбирают номер вопроса и отвечают на вопрос.
- Если ответ правильный, то в клеточке с номером этого вопроса рисуется значок команды (крестик или нолик), если команда не дала правильного ответа, в этой клетке ставится знак соперников (нолик или крестик)
- В раунде побеждает команда, которая выстроила свои значки в ряд (горизонтально, вертикально или по диагонали).
Ведущий: Как прекрасен этот мир, посмотри!
В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг.
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернаты друзьям.
Итак, мы начинаем нашу игру.
I раунд «Загадки»
1. Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок – может плавать и нырять, как его родная мать. (утенок)
2. Живет в глуши лесной и летом, и зимой – старательный работник лесной носатый плотник. (дятел)
3. Что за весенняя черная птица любит по полю ходить и кормиться? (грач)
4. Днем спит, ночью летает – прохожих пугает. (филин)
5. Встали братья на ходули, ищут корма по пути. На ходу ли, на бегу ли, - им с ходулей не сойти. (журавли)
6. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, вспотыкалочку. (утка)
7. Грозных бурь морских предвестник над волною….(буревестник)
8. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (цапля)
9. Чернокрылый, красногрудый он везде найдет приют. На боится он простуды, с первым снегом – тут как тут. (снегирь)
II раунд «Птичьи портреты»
По описанию нужно догадаться, о какой птице идет речь.
1. Этой птице поэты посвящают стихи, народ – песни. Любо смотреть, как она гордо рассекает широкой грудью водную гладь, величаво неся изящную голову на гибкой шее. (лебедь)
2. Эта птица самая крупная, обитает в Африке. Крылья у нее очень маленькие, поэтому она не может летать. Зато ноги очень мощные и она быстро бегает. (страус)
3. Небольшое туловище этой птицы держится на длинных ногах. Живет она на берегах Каспия и некоторых озер Казахстана. Она – как чудо: нераспустившийся розовый бутон. (розовый фламинго)
4. Малоподвижная, маленькая птица. По земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается… Своим ярким оперением на фоне белого снега очень украшает зимние сады и парки. Она – первый вестник весны. (снегирь)
5. Перелетная птица. Вместе с грачами считается вестником весны. Охотно селится в искусственных деревянных домиках, специально построенных людьми. (скворец)
6. Крохотная очень яркая тропическая птичка с длинным тонким клювом. Питается нектаром цветов. Может летать вперед хвостом. (колибри)
7. Крупная, малоподвижная птица, обитающая возле озер. Питается рыбой. Имеет большой клюв, в который как в мешок складывает рыбу. (пеликан)
8. Крупная хищная птица с большими крыльями. Лицо – плоский диск с огромными желтыми глазами. Охотится ночью на грызунов (филин)
9. Маленькая серая птичка, обладающая великолепным голосом. Ей посвящают стихи, песни, романсы. Люди готовы слушать ее заливистое пение ночи напролет (соловей)
III раунд «Головоломки»
Отгадайте названия птиц, найдите лишнюю и поясните свое решение.
1. КУРТЕБ КОСЛО ОРВЕБОЙ (беркут, сокол, воробей)
2. АПЯЛЦ КЕЛАПИН ТАСУРС (цапля, пеликан, страус)
3. ЧАГР ЦИСАНИ ГЕНИСЬР (грач, синица, снегирь)
4. РИКОЛИБ ГОПУЙПА НИГВИПН (колибри, попугай, пингвин)
5. РАГЧ ОВОНАР ЦЕСКОВР (грач, ворона, скворец)
6. КУАТ РОКАСО ДЕЬЕЛЬ (утка, сорока, лебедь)
7. ТОЛАСАКЧ САТУРС ВИПИНГН (ласточка, страус, пингвин)
8. ВЕБОРОЙ ЛАКГА РАЖУЛЬВ (воробей, галка, журавль)
9. ЦИРУКА РЕЛО СУГЬ (курица, орел, гусь)
IV раунд «Угадайка»
1. Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь )
2. Какой город носит название птицы? (Орел)
3. Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосуды для вина? (Яйца страуса)
4. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.( Киви)
5. Какая птица селится на крышах домов и деревьях и по преданию приносит счастье? (Аист)
6. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
7. Какая птичка в стихотворении Маршака обедала в зоопарке у зверей? (Воробей)
8. Какая птичка, сидя у дороги, интересуется у прохожих: «А скажите, чьи вы?» (Чибис)
9. Как звали гуся в рассказе Чехова «Каштанка»? (Иван Иванович)
V раунд «Ребусы и шарады»
1. 40 А (сорока)
2. С 3 Ж (стриж)
3. ЛАС . (ласточка)
4. О + ВА (сова)
5. союз + название реки = название птицы (иволга)
7. Мой девиз – людей лечить
И на помощь к ним спешить.
Стоит букву заменить –
Черной птицей мне вдруг быть. (врач – грач)
8. Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья. (сорок-А)
9. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная птица тогда. (соха – сова)
Ведущий: Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей. Эта игра еще одно подтверждение эпиграфу нашего мероприятия: “Как прекрасен этот мир, посмотри…”. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых!
Подведение итогов. Награждение.