Средняя группа
Целевые ориентиры: Умеют составлять небольшие повествовательные и описательные рассказы по содержанию картины.
Задачи:
- Закреплять умение слушать и понимать речь взрослого.
- Содействовать овладению умениями использовать разные типы предложений в связной речи.
- Развивать умение правильно согласовывать слова, понимать и использовать предлоги.
- Продолжать закреплять умение выслушать, не прерывая собеседника.
Формы организация: фронтальная.
Оборудование: мольберт, два медвежонка, снег, картина "Дети катаются на санках", две нарисованные елочки, наклейки-снежинки.
Мишка сидит с игрушкой - медвежонком, испачканным в снегу, он такой же как на картине "Дети катаются на санках".
Воспитатель: Смотрите-ка наш Мишка гостя привел! А почему он весь белый?
Мишка: Он опять на кухню бегал, в муке испачкался
Воспитатель: А вы как думаете, где был медвежонок? Если на кухне, то от него должно идти тепло, а от него веет холодом. Откуда же он пришел?
Воспитатель ставит картину. Дети видят в ней медвежонка.
Мишка: Я тоже вижу медвежонка. Мальчик его держит.
Дети.: Нет, его держит девочка.
Воспитатель: Мишка опять ты что-то напутал. Ребята, что же нам делать как помочь Мишке?
Дети: Давайте Мишке поможем объяснить, что нарисовано на картине.
В.: Так, с кем же гулял медвежонок, кто о нем заботился?
Д.: С девочкой гулял.
В.: Кто хочет объяснить понятно? (Ребенок объясняет)
Мишка, это девочка. Девочка в красном пальто, в красной шапке, красных ботиночках взяла медвежонка на прогулку. Она на санках сидит.
В.: Умница, все понятно объяснила.
Мишка.: Как же так, сказали, что она все правильно сказала, а она же не сказала, что папа санки везет!
Д.: Это мальчик
В.: Кто хочет объяснить понятно? (Ребенок объясняет)
Это мальчик. Он большой. Он школьник, у него меховая коричневая куртка, коричневая шапка с красными полосками, коричневые штаны, красные варежки и коричневые ботинки. Он санки везет.
В.: Молодец, ты все правильно объяснил.
Мишка.: Вижу, вижу. Узнал мальчика. Мальчик везет девочку, а кукла то сейчас упадет?!
Д.: Мальчик упал, а мама его поддержала
В.: Кто хочет объяснить понятно? (Ребенок объясняет)
Маленький мальчик в синем комбинезоне. Он в меховой, синей шапке, в синих варежках, с синим шарфом. Он ехал на санках и упал, а мама его поддержала.
В.: Да, ты все понятно объяснил.
Мишка.: Не понимаю, почему вы решили, что эта тетя- мама? Может воспитательница, просто шла по улице и решила помочь, увидела, что мальчик падает…
В.: Ну Мишка какой ты трудный вопрос задал детям… Значит, ты не согласен с тем, что это мама?
В.: А кто же может ответить на этот вопрос? (медвежонок, пусть он скажет)
Медвежонок.: Да, это мама девочки, моей подружки… А кто эти мальчики… я не знаю, я увидел их только в саду…
В.: Может они братья? Может быть соседи? Когда мы будем сочинять рассказы по этой картине, каждый решит по-своему.
А как вы думаете, можно ли сказать, что девочка гуляла с сестренкой, а не с мамой?!
Д.: Нет. С мамой
В.: Кто хочет объяснить понятно? (Ребенок объясняет)
Это мама. У нее на голове меховая шапка, длинное коричневое пальто и сапоги с высокими голенищами.
В.: Молодец, все замечательно объяснила.
Мишка.: Про маму-то могли и не объяснять. Это я и сам понял. А еще я понял, где они все встретились! Они все сидят на санках в комнате у девочек! Санки не едут!
Д.: На улице, снег лежит, елочка растет.
В.: Кто хочет объяснить понятно? (Ребенок объясняет)
Они одеты тепло. Они зимой гуляют. Снег лежит, елки растут, снеговик есть.
В.: Умница, все понятно объяснил.
В.: Ну, что же теперь стало понятно, где медвежонок выпачкался снегом?! А сейчас-то где снег?
Д.: Растаял
Мишка.: Я знаю теперь ответы на все вопросы! Я расскажу, слушайте. Была зима. Лежал снег. Елочки растут…
В.: Молодец, Мишка хорошо начал рассказывать. Продолжай...
Мишка.: А дальше я еще не придумал!
В.: Жаль, значит, ты поторопился рассказать. Сочинить рассказ не так-то просто, этому нужно поучиться. Надо рассказывать по порядку. Сначала нужно рассказать, когда это было? Потом где это было? А потом рассказать про кого вы хотели бы рассказать? А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка
Ну, а снег летит, летит
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперед)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Белки прыгают по елкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки)
Мы под елками сидим
И на белочек глядим. (Присели)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся)
Кто хотел бы рассказать рассказ по этой картине? Вызвать двоих детей, и они придумывают рассказ.
Подведение итогов:
В.: Ребята посмотрите на картину и скажите: "Как вы думаете, смогли ли мы объяснить Мишке, что нарисовано на картине?"
Д.: Да.
В.: Вы внимательно слушали, когда дети объясняли Мишке?
Д.: Да.
В.: Вы сможете сами придумать рассказ по картине?
Д.: Да
В.: А сейчас ребята посмотрите, у нас две елочки: радостная и грустная. Если вам понравилось рассматривать картину вместе с Мишкой, вам было интересно, то возьмите снежинку и повесьте на радостную елочку, а если было не интересно, или что-то не удалось то на грустную.
В.: А почему ты повесил снежинку на веселую елочку?
Д.: Объясняют.