Конспект НОД разновозрастной группы: Пересказ адаптированного рассказа Л. Смирновой «Зимние забавы»

Интеграция образовательных областей: физическая культура здоровье, коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, музыка.

Педагогические технологии: мнемотехника, здоровьесбережение, арттерапия.

Цель закрепление навыков последовательного и связного пересказа короткого текста с использованием рисунков - символов.

Задачи:

Обучающие: продолжать учить понимать содержание произведения, целостно и эмоционально воспринимать его, выразительно пересказывать близко к тексту с помощью опорных сигналов.

Развивающие: развивать простейшие навыки грамматического согласования слов, активного зрительного и слухового контроля за правильностью составления пересказа.

Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на художественный текст.

Материал и оборудование: пазлы, картинки-символы, снеговик, снежная баба, веточки, искусственный снег, снежинки, магнитофон аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года - Зима».

1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона деятельности; развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения).

На полу разложены крупные элементы пазлов с изображением различных времен года.

В: Ребята! Вы любите собирать пазлы?

Посмотрите сколько элементов у нас на ковре! Если вы будете очень внимательными и выберете только те части, на которых изображено время года что сейчас за окном, а потом сложите из них цельную картину, то узнаете, о чем сегодня пойдет разговор.

(Звучит музыка, дети выбирают части с зимним пейзажем и собирают цельный сюжет.)

Догадались! Конечно же, о зиме и зимних играх.

2. Подготовка к восприятию текста. (Развитие слухового внимания, мышления.)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)

А теперь я предлагаю немного поколдовать и оживить нашего снеговика. Помогут нам в этом волшебные слова:

Ви-ви-ви снеговик оживи (шепотом, низко, медленно)

Появляется снеговик из шаров и рассказывает свою историю

С: Ребята! Однажды вечером, когда вы все ушли с прогулки домой, мне стало скучно, и я решил прогуляться к медведю в гости. Но когда я подошел к его берлоге, то на двери увидел записку "До весны не будить". Но я не знаю, что такое весна, помогите мне составьте предложения - сравнения:

Зимой холодно, а весной тепло.

Зимой день короткий, а весной длинный.

Зимой идет снег, а весной дождь.

Зимой мы играем в снежки, а весной пускаем кораблики.

Зимой мы катаемся на санках, а весной на велосипеде.

С: Все понятно. Но вот что я подумал. Если я не знал, что такое весна, то мишка не знает, что такое зима. А как вы думаете только

он никогда не видел зиму?

Д: сурки, ежи, барсуки, раки, насекомые, некоторые птицы.

В: Почему?

Д: Потому что некоторые в спячке, некоторые улетели в теплые края.

В: Тогда им очень интересно будет узнать, например, чем

Вы занимаетесь зимой?

С: Да и я снеговик непростой

Любопытный, озорной

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

Д: Катаемся на санках, строим крепости, играем в снежки.

Игра «Закончи предложение»

Мы зимой в снежки (играем)

По сугробам мы (шагаем)

И на лыжах мы (бежим)

На коньках по льду (скользим)

И очень любим, когда на улице идет снег (раздаю снежинки)

Упражнение для коррекции зрения

Мы снежинку увидали

Со снежинкою играли (вытягивают руку со снежинкой, фокусируют на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели

Дети вправо посмотрели (отвести снежинку вправо, проследить за ней взглядом)

Снежинки влево полетели

Ребята влево посмотрели (отвести снежинку влево. Посмотреть туда же)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (поднимать- опускать снежинки, следить за ними глазами)

Глазки закрываем

И отдыхаем.

В: А пока вы отдыхаете, я прочту вам рассказ Смирновой «Зимние забавы».

Быть может, в названии рассказа есть незнакомое слово? Где можно узнать, что оно обозначает?

Д: В словаре.

В: В толковом словаре оно объясняется так: забава - игра, несерьезное занятие, баловство. Но у каждой игры, а тем более баловства есть свои правила. Помните ли вы их?

Д: Когда мы играем в снежки, бросаем их в ноги, чтобы не попасть в лицо.

Когда катаемся на санках с горы, не съезжаем пока тот, кто съехал не ушел в сторону, чтобы не ударить в спину.

Когда катаешься на коньках, не выкладываешь руки на лед, чтобы их не обрезали коньками.

Когда замерзли руки и ноги нельзя терпеть, чтобы не было обморожения.

В: Ох, как много всего вы знаете о том, как себя вести зимой, теперь можно и рассказ слушать.

3.Чтение адаптированного рассказа. (Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти)

Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Зима принесла снег, лед, сугробы. Они нужны детям, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, поиграть в снежки, построить крепость. Мы очень любим зиму!

4. Беседа по содержанию. (Развитие диалогической речи. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением. Соотнесение картинок -символов с сюжетной линией)

С. А вы сможете ответить на вопросы полным предложением и подобрать картинку  - символ?

- Какое время года пришло к нам?

- Чем зима накрыла землю?

- Что принесла зима?

- Для чего они нужны детям?

- А ещё что можно делать зимой?

- Любим ли мы зиму?

5. Физкультминутка. (Снять умственное напряжение, координировать речь с движением)

В: Что-то совсем заскучал наш снеговик, давайте слепим для него подружку?

Сегодня из снежного мокрого кома (наклоны вперед 3 раза)

Мы снежную бабу слепили у дома (показываем форму бабы и крыши дома)

Стоит наша баба у самых ворот (рывки руками 2коротких и 2длинных)

Никто не проедет, никто не пройдет. (Наклоны в стороны)

В: Из скольких шаров состоит снежная баба, тогда скатаем еще 2кома (повторить 2 раза еще)

А теперь оживим ее:  аба-аба-аба, оживи снежная баба (громко, высоко, быстро)

6. Повторное чтение рассказа. (Развитие долговременной

слухоречевой памяти)

В: Снеговик слышал наш рассказ, а вот его подруга нет. Сейчас я повторю его. Только не с помощью книги, а с помощью символов.

Вы его внимательно послушаете, а потом попробуете сами пересказать.

7. Пересказ с наглядной опорой. (Развитие связной речи, формирование навыка работы по алгоритму.)

8. Итог.

С: Ребята, нам так понравились ваши рассказы и поэтому хочется подарить волшебный снежок

Снег совсем как настоящий

Как в сугробах за окном

Белый, чистый и блестящий

И не тает он притом!

В: А я предлагаю с помощью этого снежка порадовать наших гостей, посеребрив веточки им в подарок. (Звучит музыка, дети выполняют творческую работу)

Размер:
11.53 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: конспект занятия