Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Времена года"

Цель: сформировать представление о причине смены времени года.

Задачи:

  • формировать представление о временах года, о явлениях природы, о смене времени года;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношения;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Оборудование: учебник по окружающему миру 2 класс М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь на печатной основе, музыка, картинки природы, тестовые задания.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, меня зовут Анастасия Александровна и ваше занятие сегодня проведу у вас я.
- Проверьте свои рабочие места.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Сегодня на уроке я вас буду оценивать, давать вам нотки, за каждый правильный ответ, мы будете получать по одной нотке, в конце урока мы узнаем у кого из вас больше жетончиков, и поставим оценки.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

- Ребята, давайте вспомним что, мы проходили на прошлом занятии?
- На прошлом занятии мы проходили месяца и года.

Фронтальный опрос

- Что такое Луна? (Луна - единственный спутник Земли)
- Как она движется? (Луна совершает полный оборот земли примерно за 27 суток и 7 часов)

- Всегда ли луна на небе выглядит одинаково?
Временами ее вовсе не видно на небе, это новолуние, как будто Луна только рождается, затем она появляется в виде узкого серпа, затем день ото дня молодая Луна растет и через неделю получается в форме полукруга.

А еще через неделю луну видно полностью, это называется полнолунием, затем Луна начинает стареть, и идет на уменьшение в обратной форме.
- Молодцы ребята. Сейчас я вам раздам индивидуальные задания, тест из 5 вопросов, на каждый вопрос по 1 минутке.
- В общем я вам даю 5 минут, затем сдаем задания, кому что либо будет не понятно поднимите руку, я подойду.

Тест "Вселенная, время, календарь"

1. Какой месяц начинает год?
а) Январь
б) Июнь
в) Февраль

2. Сколько часов в сутках?
а) 10
б) 12
в) 24
3. Какого осеннего месяца не хватает: октябрь, сентябрь?
а) Август
б) Ноябрь
в) Декабрь

4. Дополни высказывание. Благодаря вращению Земли вокруг своей оси происходит …

5. Перечисли дни недели по порядку.
Понедельник, ....

- Сейчас я вам хочу еще предложить поиграть в игру на закрепление месяцев.

Игра "Месяца"

- Я вам раздам листочки, на них написаны месяца, вам надо будет встать правильно, как расположены месяца, а остальные все ребятки помогут мне проверить, правильно встали дети или нет.
- Молодцы, ребята!

Изучение нового материла

Звучит аудиозапись песни "У природы нет плохой погоды".
- Ребята как вы понимаете слова песни? (То что у погоды не когда нет плохой погоды, что каждая погода по своему хороша, все что дает погода, надо принимать и любить, хоть это дождь, хоть снег)

Ученик читает стихотворение:

Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,

Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг - природа!

- О чем говорится в стихотворении? (О том, что вокруг очень красивая природа, что солнце светит, ветер играет листьями, поле, речка, трава, гром, туман и роса, все вокруг очень красивое)

- Какие бывают времена года? (ответы учащихся)
- Ребята, давайте теперь посмотрим на вопросы на стр. 28. Читаете вопросы по цепочки и отвечаете по поднятой руке.
- От чего происходит смена дня и ночи? (от вращения Земли во круг своей оси)

- Что такое год? (Единица измерения времени года)
- Какие времена года вы знаете? (Ответы учеников)

- Правильно ребята, 4 времени года, весна, лето, осень, зима. Это 4 времени года. Они последовательно меняют друг, друга.
- За весной всегда следует лето, за летом- осень, за осенью зима, за зимой опять весна и снова начинает бег по годовому кругу.

- Мы начали перечислять с весны, но могли начать с любого другого времени года. Ведь у круга нет ни начала ни конца.
- То что у погоды не когда нет плохой погоды, что каждая погода по своему хороша, все что дает погода, надо принимать и любить, хоть это дождь, хоть снег.

Работа по учебнику

- Ребята, давайте рассмотрим рисунок на с. 28. Наш годовой круг стал разноцветным, почему художник подобрал именно такие цвета?
- Весенний месяц, так как весной только все расцветает, зеленеет поэтому зеленый цвет, цвет природы.
- А как меняется природа с приходом весны? Что происходит? (на доску вывешиваю картинки весны: сосульки, почки, листочки, подснежник)

- Снег тает, сосульки появляются, потому, что солнце ярче светит, день становится длинней, воздух лучше прогревается, слышна капель, набухают почки, люди одеваются в легкие одежды, слышны голоса птиц, прилетают птицы с юга…
- А на смену весне приходит лето. Это самое любимое время года для всей детворы.
- А какое оно лето вы сейчас услышите, кто знает эту песню подпевайте в пол голоса.

Песенка о лете ("Вот какое наше лето")

- А чем вы любите заниматься летом?
- Ребят, а почему летний месяц красный, кто ни будь знает?

Летний месяц, В старину красный и красивый были синонимами, например: красная девица, значит красиая. Летом, когда все цветет, много зелени и солнышка, конечно же красиво, поэтому и называют лето красным!

- А какое время года наступает после лета? (Осень)

Стихотворение об осени

Чем же знаменита осень? (Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

- А почему осень желтая, так как, все листочки желтеют, все становится очень красивое в желто-красный тонах.

Стихотворение о зиме

- Почему зима синяя? (синий цвет холодный, и зимой тоже очень холодно)
- Назовите летние, зимние, весенние и осенние месяца.
- А скажите какая бывает зима?

- Я на доску вывешила картинки, скажите пожалуйста, какая еще бывает зима?
- Ребята, скажите, а чем вы любите заниматься зимой, какие у вас увлечения? (отвечают по поднятой руке)

Физминутка

Работа по теме урока

- Ребята откройте учебник на стр. 29, и прочитайте про себя внимательно от чего сменяются времена года, а после я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать, кто прочитает, тот ставит руку на локоть.

- Чем объясняется смена дня и ночи? (вращением Земли во круг своей оси)
- А Чем объясняется смена времен года? (с движением земли во круг солнца)
- Давайте посмотрим как вы поняли от чего сменяется день и ночь, мне понадобиться один человек.

- Мы на крепим на тебя табличку Земля. Представь теперь ты земля, покажи нам пожалуйста как сменяется день и ночи. (ребенок медленно кружиться во круг себя)
- А теперь мне понадобиться солнце. (крепим на ребенка табличку солнце)
- Теперь покажите нам как сменяются времена года. (солнце стоит на месте, а земля кружится во круг себя, и во круг солнца)

Кто знает, что такое явление природы? (это изменения, происходящие в природе)
- Давайте рассмотрим рисунки, и узнаем какие наблюдения мы можем увидетьна картинках

Явление весной

- Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.
- Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать, на прогулке, весной:

  • Весной солнце светит ярче и в небе поднимается выше.
  • Температура воздуха стала теплее. Вместо снега выпадает дождь.
  • Тает снег, бегут ручьи, с рек и озер сходит лед.
  • Таят ледяные горки, капают сосульки с крыш.
  • На дорогах появляются лужи и весенняя грязь.

Явления летом

  • гроза;
  • смерч;
  • засуха;
  • тропические циклоны;
  • пожары в лесах.

Явления осенью

  • иней;
  • появление грибов;
  • дождь;
  • туман.

Явления зимой

  • Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
  • С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
  • Метели и вьюги заметают дороги.
  • Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
  • На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
  • Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
  • В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
  • Растут на крышах большие сосульки.

- Теперь откройте тетради на странице 20 и прочитайте задание № 1 и 3. (разбираем задание, учащиеся выполняют)

Подведение итогов

Графический диктант

- Проверим, как вы запомнили учебный материал. Если утверждение правильное, ставьте "+", если нет - "-".

  • За весной идет зима. (+)
  • Перед летом осень. (+)
  • Смена времени года объясняется вращением земли во круг солнца. (+)
  • Весной приходит новый год, город овевается в красивые гирлянды. (-)
  • Осенью появляются грибы. (+)

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
- Что понравилось больше всего?
- От чего происходит смена времен года?

Дополни ответ учителя:

- Вращение земли вокруг солнца – это смена…
- Вращение земли вокруг своей оси – это смена…

Домашнее задание

  1. Тетрадь стр. 20 № 2, стр. 21 № 4, 5.
  2. Учебник стр. 31 вопросы.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!