Цель деятельности учителя: объяснить учащимся связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся объяснять и демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и его связь между сменой дня и ночи.
Личностные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- формирование позитивной самооценки; научатся уважительному отношению к иному мнению.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа», учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 ч. автор О. Н. Федотова; глобус, презентация, рабочая тетрадь, фонарик, смайлики, карточки.
Ход урока
Этап, методы и приемы |
Деятельность учителя |
I. Этап самоопределения к деятельности 1 мин |
- Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. (слайд) |
II. Актуализация знаний и мотивация 2 мин
|
Проверка домашнего задания - Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Будьте очень внимательны. Интерактивный тест. Включается презентация, на которой предоставлены вопросы и выбор ответа. Учащиеся думают и затем отвечают на вопрос, и сразу же проверяется, правильно ли ответил учащийся или нет (отдельная презентация) |
III. Постановка учебной задачи 2 мин |
- Сегодня на уроке вы будете выступать в роли исследователей. В котором должны узнать много интересного для вас. - Ребята, чем отличается день от ночи? (днем светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звезды, природа замирает) - Почему днем светло? (на небе светит солнце) (слайд) - Почему ночью темно? (на небе нет солнца) (слайд) - Посмотрите теперь сначала энциклопедический мультфильм и определите тему нашего урока. - Правильно, ребята. (Тема урока: Смена дня и ночи на Земле) (слайд) - А какие цели мы поставим перед собой? (Цель урока: научиться объяснять связь между сменой дня и ночи) (слайд) |
IV. Открытие нового знания 20 мин |
Объяснение нового материала - Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание в парах. - Вам нужно подчеркнуть явления, которые происходят днем красным цветом, а явления, которые происходят ночью, синим цветом. Задание:
Проверка с доски по слайду. - Обычно мы говорим: «Солнце взошло» или «Солнце село», нам кажется, будто Солнце ходит вокруг Земли. Но все обстоит как раз наоборот. Когда вы едете по гладкой дороге, что вам кажется, глядя в окно? Будто машина стоит на месте, а мимо мчатся дома и деревья. Это – иллюзия, обман зрения. Точно так же обманывает нас зрение при наблюдениях за Солнцем. - Земля безостановочно кружится вокруг Солнца. (слайд) Мы не замечаем ее движения просто потому, что она летит в пространстве без толчков и тряски: словно автомобиль по отличной дороге. Вместе с нами движутся и все предметы, окружающие нас, не меняя своего положения. - Давайте рассмотрим глобус со всех сторон. Поворачивайте медленно его вокруг своей оси. Вот так вращается Земля, подставляя каждую сторону Солнцу. Полный оборот она совершает за сутки. Сколько часов в сутках? (24 часа.) За сутки на земном шаре сменяются день и ночь. - Я беру фонарик и представим, что это Солнце. Освещаю фонариком глобус. И что мы видим? (Мы видим, что солнце освещает только половину поверхности земного шара, поэтому, когда на обращенной к Солнцу стороне Земли день, в это же время на противоположной стороне – ночь.) - Давайте наведем фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит, у нас…? (День.) А что сейчас в Америке? (Ночь.) Вызвать учащегося к доске. - Что бы произошло, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? Чтобы было тогда? (То тогда на одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь.) - За счет чего происходит смена дня и ночи на Земле? (С помощью того, что Земля вращается вокруг своей оси в течение суток, поворачиваясь к Солнцу то одной стороной то другой). – Давайте проведем опыт так, как это сделали Маша и Миша (учебник, с. 22). – Что происходило, когда ваш сосед поворачивался? (Прошли сутки.) – За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.) – Как можно назвать по-другому? (Земные сутки.) |
Динамическая пауза 2 мин |
Видеофрагмент. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой 10 мин |
Работа в печатных тетрадях Страница 7, задание № 10. (слайд) Страница 8, задание № 11. – Сколько оборотов вокруг воображаемой оси сделает Земля за неделю? (7 раз.) За две недели? (14 раз.) За месяц? (30 или 31 раз.) (слайд) |
VI. Рефлексия |
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 13, № 14 и № 20. (слайд) Рефлексия деятельности - Над какой темой мы сегодня работали? - Какие цели на урок мы с вами ставили? - Кто достиг, поставленных целей поднимите руку. - Почему Солнце всегда освещает лишь одну половину Земли? - Так почему же день сменяется ночью? (Из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси). Эмоциональная рефлексия - Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. - Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. - Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. - Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом |