Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Смена дня и ночи на Земле"

Цель деятельности учителя: объяснить учащимся связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять и демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и его связь между сменой дня и ночи.

Личностные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- формирование позитивной самооценки; научатся уважительному отношению к иному мнению.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа», учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 ч. автор О. Н. Федотова; глобус, презентация, рабочая тетрадь, фонарик, смайлики, карточки.

Ход урока

Этап, методы и приемы

Деятельность учителя

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. (слайд)

II. Актуализация знаний и мотивация

2 мин

 

 Проверка домашнего задания

- Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Будьте очень внимательны.

Интерактивный тест.

Включается презентация, на которой предоставлены вопросы и выбор ответа. Учащиеся думают и затем отвечают на вопрос, и сразу же проверяется, правильно ли ответил учащийся или нет (отдельная презентация) 

III. Постановка учебной задачи

2 мин

- Сегодня на уроке вы будете выступать в роли исследователей. В котором должны узнать много интересного для вас.

- Ребята, чем отличается день от ночи? (днем светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звезды, природа замирает)

- Почему днем светло? (на небе светит солнце) (слайд)

- Почему ночью темно? (на небе нет солнца) (слайд)

- Посмотрите теперь сначала энциклопедический мультфильм и определите тему нашего урока.

- Правильно, ребята. (Тема урока: Смена дня и ночи на Земле) (слайд)

- А какие цели мы поставим перед собой? (Цель урока: научиться объяснять связь между сменой дня и ночи) (слайд)

IV. Открытие нового знания

20 мин

Объяснение нового материала

- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание в парах.

- Вам нужно подчеркнуть явления, которые происходят днем красным цветом, а явления, которые происходят ночью, синим цветом.

Задание:

  • поют птицы
  • вылетают совы и летучие мыши
  • закрываются цветы, складываются листья
  • летают яркие бабочки
  • летаю мотыльки и ночные бабочки
  • распускаются цветы

Проверка с доски по слайду.

- Обычно мы говорим: «Солнце взошло» или «Солнце село», нам кажется, будто Солнце ходит вокруг Земли. Но все обстоит как раз наоборот. Когда вы едете по гладкой дороге, что вам кажется, глядя в окно? Будто машина стоит на месте, а мимо мчатся дома и деревья. Это – иллюзия, обман зрения. Точно так же обманывает нас зрение при наблюдениях за Солнцем. 

- Земля безостановочно кружится вокруг Солнца. (слайд) Мы не замечаем ее движения просто потому, что она летит в пространстве без толчков и тряски: словно автомобиль по отличной дороге. Вместе с нами движутся и все предметы, окружающие нас, не меняя своего положения. 

- Давайте рассмотрим глобус со всех сторон. Поворачивайте медленно его вокруг своей оси. Вот так вращается Земля, подставляя каждую сторону Солнцу. Полный оборот она совершает за сутки. Сколько часов в сутках? (24 часа.) За сутки на земном шаре сменяются день и ночь.

- Я беру фонарик и представим, что это Солнце. Освещаю фонариком глобус. И что мы видим?  (Мы видим, что солнце освещает только половину поверхности земного шара, поэтому, когда на обращенной к Солнцу стороне Земли день, в это же время на противоположной стороне – ночь.)

- Давайте наведем фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит, у нас…? (День.) А что сейчас в Америке? (Ночь.) Вызвать учащегося к доске.

- Что бы произошло, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? Чтобы было тогда? (То тогда на одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь.)

- За счет чего происходит смена дня и ночи на Земле? (С помощью того, что Земля вращается вокруг своей оси в течение суток, поворачиваясь к Солнцу то одной стороной то другой).

– Давайте проведем опыт так, как это сделали Маша и Миша (учебник, с. 22).

– Что происходило, когда ваш сосед поворачивался? (Прошли сутки.)

– За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.)

– Как можно назвать по-другому? (Земные сутки.)

Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин

Работа в печатных тетрадях

Страница 7, задание № 10.  (слайд)

Задание к самостоятельной работе

 

Страница 8, задание № 11.

– Сколько оборотов вокруг воображаемой оси сделает Земля за неделю? (7 раз.) За две недели? (14 раз.) За месяц? (30 или 31 раз.) (слайд)

VI. Рефлексия

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 13, № 14 и № 20. (слайд)

Рефлексия деятельности

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какие цели на урок мы с вами ставили?

- Кто достиг, поставленных целей поднимите руку.

- Почему Солнце всегда освещает лишь одну половину Земли?

- Так почему же день сменяется ночью? (Из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси).

 Эмоциональная рефлексия

- Ребята, сейчас я вам раздам смайлики.

-  Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом.

- Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом.

- Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом

 

Автор: Червинская Мария Сергеевна, студентка 4 курса ГБПОУ "Челябинский педагогический колледж № 1"
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!