План – конспект урока по окружающему миру 2 класс «Россия на карте»

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Цели урока:
- познакомить учащихся с картой России;
- ввести понятие «географическая карта»;
- научить использовать карту для получения информации;
- воспитывать любовь к Родине.

Задачи урока:
1. Познакомить с условными знаками на карте.
2. Формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.
3. Развивать у учеников интерес к процессу познания;
4. Развивать умение анализировать, высказывать своё мнение.

Оборудование: мультимедийное оборудование, текст песни «Красно солнышко», физическая карта России, глобус; у обучающихся – цветные фишки, цветные карандаши.

Планируемые результаты: сформировать у обучающихся осознание величия нашей страны; обучающиеся освоят приемы чтения карты; научатся показывать на карте Российскую Федерацию; делать выводы из изученного материала.

Ход урока

Организационный момент

Учитель:

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!

Актуализация знаний

Учитель:

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
(О. Высотская)

- О чём говориться в стихотворении?
- Почему автор стихотворения так считает? (Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)

Прием "Корзина идей" На доске: Россия – это ...
- Мы говорим Россия. А что же это такое?
... Отечество
... государство
... наша Родина
... место обитания многих животных и растений
... страна, где мы живем
... РФ – Российская Федерация

Самоопределение к деятельности

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Какие символы нашей России вы знаете? (После ответа детей на слайд выводят символы России).
- Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.
- Узнаем, как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах. И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности? (На доске – карта России).

- Как вы думаете, кому нужна карта, кому она может помочь? (путешественникам, геологам, историкам, географам)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (О карте).
- А как вы думаете, какая тема нашего урока? Россия на карте. (Запись на слайде).
- Кто уже работал с картой? Что вы можете о ней рассказать?

Работа по теме урока

1) Беседа, работа по учебнику.
- Послушайте слова из песни «Красно солнышко» поэта И. Шаферина.
(Текст песни лежит на каждой парте).
Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.

Припев:

Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.

У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.

Припев:
- Можно ли сказать, сто автор песни любит родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.
- Какие красоты особенно волнуют поэта?
- А что вы можете сказать о нашей стране?
- Объясните, что такое карта.
- Сравните изображение нашей страны на глобусе и карте. Что вы можете сказать? (На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение).

2) Работа по учебнику и рабочей тетради.
- Ребята, откройте учебник на стр. 91 и прочитайте определение карты в учебнике.

Географическая карта России

- А теперь откройте рабочие тетради на странице 59 и совместно сформулируем ответ задания под № 1. Допишите определение в тетрадь.
- Задание под № 2 выполните самостоятельно.
Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.
- А теперь давайте рассмотрим фотографии на стр. 92-93 и найдем эти места на карте в учебнике отметить их при помощи разноцветных фишек.

1. Северный Ледовитый океан
2. Охотское море
3. Чёрное море
4. Уральские горы
5. Волга
6. Западно-сибирское плоскогорье
7. Камчатка

Физкультминутка

Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора!

Продолжение работы по теме урока

- История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

- Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

1) Работа по учебнику.
- Какие еще условные обозначения есть на карте, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на стр.94-95.

2) Практическая работа.
- Север на картах всегда сверху, юг снизу, запад слева, восток справа. (Учитель показывает на настенной карте, дети на картах в учебнике).
- Назовите моря омывающие нашу страну с севера. (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское).

- Какие моря омывают Россию с востока? (Берингово, Охотское).
- Назовите моря, находящиеся на юге нашей страны. (Черное, Каспийское).
- А на западе? (Балтийское).
- А теперь найдите на карте в учебнике и покажите на настенной карте:

а) города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;
б) реки: Дон, Колыму, Лену, Обь;
в) горы: Уральские, Алтай;
г) болота Западно-Сибирской равнины;
д) границу нашей страны;
е) острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.

Учащиеся показывают объекты на настенной карте, соблюдая инструкцию, данную на стр. 95 учебника.

Инструкция:
1. Стоять у карты надо справа. Не закрывая, то, что показываешь на карте.
2. Показывать объекты только указкой.
3. Показывать не надпись, а сам объект.
4. Показывать аккуратно и точно, называя объект.
3) Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Ребята, а сейчас вы преступите к самостоятельному выполнению практической работы на стр. 59-61 (Проверка в парах).

Рефлексия

- Что на уроке было интересным?
- Где могут пригодиться полученные знания?
- Все ли учебные задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

Учебник стр. 91-95

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!