Цель:
Оборудование: аудио запись со стихотворением А. Толстого "Вот уж снег последний в поле тает…", видео запись мультипликационного фильма "Весенние мелодии".
Прозвенел уже звонок?
Уже начался урок?
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Хотите учиться?
Значит можно садиться! Значит можно учиться!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"
- Скажите, пожалуйста, о каком времени года пословица: Солнце светит, но не греет? (о зиме)
- Давайте вспомним, какие явления неживой природы мы можем наблюдать зимой? (Солнце в небе поднимается не высоко, не греет, лежит снег, бывают сильные морозы, реки покрыты льдом и т.д.)
- Посмотрим на доску. Для того что бы отгадать кроссворд необходимо вспомнить, какие еще зимние явления существуют в неживой природе. (Названия природных явлений в кроссворд вписывают ученики)
По горизонтали:
4. Подтаявший, а затем подмерзший снег на дорогах. (Гололедица)
6. Снегопад при сильном ветре. (Метель)
По вертикали:
1. Повышение температуры зимой. (Оттепель)
2. Большое скопление снега у дома, вдоль дороги, забора. (Сугроб)
3. Падание снега на землю. (Снегопад)
4. Снежная бахрома, образующаяся на ветках деревьев. (Изморозь)
- Чтоб определить тему урока давайте послушаем стихотворение А.Толстого "Вот уж снег последний в поле тает…" (Включается аудио запись)
- Скажите, о чем это стихотворение? (О весне, о природе весной)
- Да. Сегодня мы поговорим о неживой природе весной. Вот мы с вами вспомнили явления неживой природы, происходящие зимой, давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас наступило? (Весна)
- Как изменилась температура воздуха с приходом весны? (Она повысилась)
- А почему она повысилась? (Солнечные лучи стали давать больше тепла)
- Раньше начиная утром занятия в школе, мы включали электричество, потому что было темно. А сейчас нам хватает дневного света. Что еще произошло с наступлением весны? (Дни стали длиннее, а ночи короче)
- Как изменилось небо с наступлением весны? (Весной оно высокое, голубое, по нему плывут легкие облака)
- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма о весне. Смотрите внимательно и запомните, что происходит весной со снегом. (Учитель включает двухминутный отрывок из мультфильма Д. Баиченко "Весенние мелодии")
- О чем мультфильм, который мы с вами посмотрели? (О наступлении весны)
- Что происходит в самом начале фильма? (Прилетают птицы, солнце начинает ярче светить)
- Почему снеговик стремится спрятаться от солнечных лучей? (Потому что от тепла он начинает таять)
Физкультминутка
- Вспомним, когда мы гуляем весной на улице, то не редко замечаем, что на дорожках, на площадках уже нет снега, а под деревьями, у самых домов, он еще сохранился. Почему так происходит? (На открытых пространствах солнечные лучи быстрее растапливают лед и снег, чем под деревьями и домами)
- Но весной снег тает не только в солнечную погоду. Как температура воздуха может влиять на снег? (Воздух становиться теплым и растапливает снег)
- Что происходит в мультфильме с наступлением весны? (Бегут ручьи, на речке начинает таять лед) Весной лед на речах темнеет, начинает трескаться, раскалывается, льдины срываются и плывут по течению, то есть начинается ледоход.
- Как вы думаете, можно ли в это время года переходить речку по льду? (Нельзя, потому можно провалиться под лед и утонуть)
- Запишем названия этого явления природы в словарик. (Ледоход)
- Вспомним правила поведения у водоемов весной.
- Нельзя кататься на льдинах, может произойти трагедия.
- Весной лед не крепок, поэтому ходить по льду опасно. Можно провалиться под лед.
- Играть в игры на льду весной невозможно. Так, как лед не прочен и можно провалиться под лед.
- Что образуется когда снег и лед тает? (Вода)
- Представьте , что толстый слой льда растаял и вся вода, естественно, осталась в реке. Кроме того, в речку попало много воды, после таянья снега. Что может произойти? (Река может выйти из берегов)
- Правильно, река может переполниться водой и выйти из берегов. Такой разлив воды называют половодье. Запишем еще одно слово в наши словарики.
Работа с учебником стр. 86-87.
- Подумайте, как изменились осадки с наступлением весны? (Вместо снега идет дождь, или снег с дождем)
- Подумайте, как температура воздуха может влиять на осадки? (Когда становится тепло снег тает, получается дождь)
- Какой еще признак природы связанный с осадками мы можем наблюдать в неживой природе? (Первые весенние грозы)
- Посмотрим на картинки. Как изменилась почва с наступлением весны? (Зимой она покрыта снегом, а весной насыщенна водой)
- Правильно, с наступлением весны в почве скапливается много влаги, которая очень необходима для растений. Постепенно почва просыхает, однако в нутрии так и остается влажной.
- Как дальше будет меняться неживая природа? (Воздух прогреется, день станет длиннее ночи, снег и лед растают, половодье постепенно прекратится, речка войдет в свои берега)
- О чем мы говорили на этом уроке? (О явления неживой природы весной)
- Приведите примеры весенних явлений в неживой природе. (Более теплый воздух, высокое небо, таянье снега, ледоход, половодье, первая гроза)
Учитель объявляет домашнее задание.