Обобщающий урок-игра окружающего мира 2 класс: Весна в природе

Цели:  

1. Систематизировать и обобщить знания детей по теме «Вес­на».

2. Развивать логическое мышление, память и речь учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Закреплять умения выделять существенные признаки предметов природы и делать выводы.

Ход урока

1 этап. Организация класса.

Класс делится на две команды, заранее выбираются капитаны.

2 этап. Природоведческая минутка.

Обобщение наблюдений природы за сезон. Проверка сводки погоды за весну, которая была составлена детьми дома.

3 этап. Обобщение и систематизация знаний.

Урок проводится в виде конкурсов - туров. 

1 тур «Дальше, дальше»

Ведущий быстро читает вопросы, команда отвечает, если ответа нет, то ведущий продолжает дальше. Каждой команде предлагается не менее 10 вопросов, время для ответов - около 10 минут.

Вопросы для первой команды

1. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?  (Грязный, так как он темного цвета, а все темное притягивает солнечные лучи, в то время как от чистого белого снега солнечные лучи отражаются).

2. Почему весной нет охоты на пушных зверей? (Звери весной линяют, то есть теряют красивый зимний подшерсток, а также весной у них появ­ляются детеныши).

3. Почему весной черемуха нуждается в защите? (Из-за красивых души­стых цветков черемуха весной страдает от поломки).

4. С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грачей - за городом, скворцов в городе).

5. Кто раньше появляется весной насекомые или птицы? (Насекомые по­являются раньше насекомоядных птиц, так как являются кормом по­следних).

6. Сколько периодов весны выделял Виталий Бианки? (Месяц пробужде­ния, месяц возвращения на Родину, месяц песен и плясок).

7. Растет ли в Кемеровской области подснежник (галантус)? (Нет, но в нашем крае люди ошибочно называют некоторые раннецветущие рас­тения подснежниками, например, сон-траву, ветреницу, первоцвет и др.).

8. Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листь­ев? (Карагач, осина, вяз, тополь, ива, ольховник и другие).

9. Какие птицы улетают от нас весной? (Зимние гости: снегири, свиристе­ли, клесты, белые куропатки, полярные совы и другие).

10. Какие рыбы просыпаются весной после зимней спячки? (Карась, линь, пескарь, уклейка, карп и другие).

Вопросы для второй команды

1. Зачем весной птицы садятся на лошадей и коров? (Птицы выклевывают насекомых и их личинок из кожи домашних животных и таскают шерсть для гнезд).

2. Как питаются раннецветущие растения? (У раннецветущих растений имеется накопление питательных веществ в корневищах и луковицах).

3. Самцы или самки поют у птиц? (Самцы, песней они привлекают самку, защищают свое гнездо, охраняют свою территорию).

4. Какие способы размножения растений тебе известны? (Семенами, ча­стью корня, черенками, луковицами, отводками, усами, клубнями, ли­стьями).

5. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота).

6. Зачем весной нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят изве­стью? (Известь убивает насекомых-вредителей; белая по цвету известь предохраняет темную часть ствола от солнечных ожогов).

7. Какое травянистое растение цветет до распускания листьев? (Мать-и-мачеха).

8.  Какой вред приносит деревьям сбор сока весной? (Дерево через надре­зы теряет много сока и засыхает).

9.  Какого числа по астрономическому календарю начинается весна? (21 марта - день весеннего равноденствия).

10.  Весной или летом цветет сирень? (В конце весны, лето считается со времени отцветания сирени).

2 тур «Заморочки из бочки»

Учащиеся вытаскивают из коробки (бочки) кубики или бочонки с номе­ром, согласно нумерации учащимся предлагаются вопросы. Если команда не может ответить на вопрос, то пробует ответить другая команда.

Примерные вопросы

1. Когда заяц-беляк бывает всего заметней? (Когда вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег, или когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет).

2. Где строят себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечников? (В парках и садах, в дуплах деревьев).

3. Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери, так как они относятся к млекопитающим).

4. Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц? (Белка, весной ей не хватает растительного корма, поэтому она становится на время хищником).

5.  Что происходит с пчелой, когда она ужалит человека или животное? (Пчела умирает. Жало застревает в эластичной коже, пчела при вытас­кивании жала, отрывает его вместе с концом брюшка).

6.  Какая птица «хвостом лед разбивает»? (Трясогузка, так как она приле­тает во время вскрытия рек).

3 тур «Темная лошадка»

Командам предлагается по одному вопросу о жизни животных нашего края весной. Учащиеся должны догадаться, о каком животном идет речь, объяснить свое решение и прикрепить к доске иллюстрацию с изображе­нием этого животного.

Задание для первой команды

Свой «дом» у этих животных появляется только зимой. Детеныши рож­даются лютой зимой, весят они не более 500 г и могут поместиться на ла­дошке взрослого человека. С приходом весны мать выводит детенышей на прогулку. У младших обычно есть своя «нянька», которую часто называют «пестуном». Пестун следит, чтобы все малыши были рядом, смотрит за дисциплиной, учит их многим премудростям. Ответ: Медведи. Пестуном становится один из детенышей прошлого года.

Задание для второй команды

Ранней весной у этих животных появляются в ямке под кустиком по 3 -4 детеныша. Мать накормит их молоком вволю и убежит на 2-3 дня. Дете­ныши сидят под кустиком очень послушные, ждут терпеливо маму. Через 1-2 недели детеныши становятся самостоятельными и разбегаются по лесу. Ответ: зайцы.

4 тур «Ты - мне, я - тебе»

Капитаны команд задают друг другу вопросы.

1. Шерсть у зайца-беляка становится белой, а у белки серой. Что это? (Линька)

2. Ласточка, скворец, стриж, соловей. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Перелетные)

3. Почему растению мать-и-мачеха дано такое странное прозвище? (Ниж­няя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, это - мать. А верхняя наоборот, жесткая и холодная, это - мачеха.)

4. У этого растения светло-зеленые листья, нежные желтоватые цветки, а ботаническое название самое весеннее. В народе его называют то «ба­ранчики», то «золотые ключики». (Первоцвет весенний).

5 тур «Гонка за лидером»

Ведущий задает каждой команде в течение 5 минут вопросы о природе, оценивается количество правильных ответов.

Вопросы для первой команды

1. Лошадиная обувь (Подковы).

2. Дерево у Лукоморья (Дуб).

3. Второй хлеб (Картошка).

4. Лысеющий на ветру цветок (Одуванчик).

5. Корова в детстве (Телочка).

6. Колобок, обросший иголками (Ёж).

7. Водяная лилия нашего края (Кувшинка белая).

8. Кому собака родственница? (Волку и шакалу).

9. У кого в детстве хвост имеется, а потом отпадает? (У лягушки).

10. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит).

11. Самое морозоустойчивое дерево (Лиственница).

12. Сок медоносных растений (Нектар).

13. Самый страшный враг леса (Пожар).

14. Никто не пугает, а вся дрожит (Осина).

15. Корешки какой травы называют «кошачьей радостью»? (Валериана).

Вопросы для второй команды

1. Ассорти из цветов (Букет).

2. Первый календарный сын весны (Март).

3. Кто носит шляпу на ноге? (Гриб).

4. Живой будильник (Петух).

5. Березовые слезы (Сок).

6. Хвойное растение с «ягодами» (Можжевельник, у него шишкоягоды, т.е. шишка, покрытая сочной мякотью).

7. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Май­ские жуки).

8. Главный хлеб мира (Пшеница).

9. Живые цветы (Бабочки).

10. Сколько зубов у птиц? (Нисколько, клюв птицы - это верхняя и ниж­няя беззубые челюсти).

11. Животное - строитель плотин (Бобр).

12. Утреннее серебро на траве (Роса).

13. Что зимой спит, а весной шумит? (Река).

14. Что вершиной вниз растет? (Сосулька).

15. Дерево, которое называют «легкими города» (Тополь).

4 этап. Подведение итогов урока.

Учитель (ведущий) оценивает работу учащихся, называет команду побе­дителей, выставляет отметки.

5 этап. Домашнее задание.

Составить рассказ или придумать сказку о приметах весны.

Размер:
7.57 Kb
Скачали:
24
<
Аватар пользователя
mariska

06.07.2016

Уважаемая Людмила Геннадьевна, благодарю за познавательный и наглядный материал для урока окружающего мира!
Добавить комментарий