Цель: закрепление знаний о пользе птиц, которую они приносят человеку, о бережном отношении к ним; получение знаний о перелётных птицах.
Задачи:
- представления: познакомить детей с разнообразием перелётных птиц; их значением для человека;
- отношение: формировать положительное отношение детей к окружающему миру;
- способы поведения: формировать привычку проявлять заботу о птицах.
Форма занятия: познавательный час с инсценировкой.
Оборудование: модель скворечника, модель кормушки, костюмы, иллюстрации с птицами, пословицы о птицах: «Трясогузки – ледоломки – лед на реке раскололи», «Кукушка прилетела – листья на березе распустились», «Пеночка появилась – цветы запестрели», «Соловьи запели – черемуха зацвела» и др., записи для составления таблицы, грамзапись.
Аннотация: Разработка предназначена для проведения внеклассного занятия по окружающему миру с детьми в возрасте 9 – 10 лет. Во время подготовки и проведения занятия дети получат информацию о перелётных птицах, научатся бережно относиться к окружающему миру.
Ход занятия:
I. Природоведческая минутка.
Мальчик – сугроб (сидит, накрыт белым покрывалом):
- Я отсырел. Едва дышу! Закройте солнце! Я прошу.
Девочка – весна:
Молчи, сугроб! Весна пришла!
Не спрячешься ты от тепла!
Ты был ворчливым стариком,
А станешь звонким ручейком.
Покинешь ты лесную тишь,
И прямо в речку убежишь.
Сугроб: А что мне делать старику? И в самом деле, утеку! (Набрасывает голубое покрывало, убегает)
Учитель: - Назовите заметный признак наступления весны в неживой природе.
+ Таяние снега.
- Что ещё изменилось в неживой природе с наступлением весны?
+ Повысилась температура воздуха; тает лёд на водоёмах; осадки – дождь, мокрый снег; солнце выше над землёй, светит ярче, греет; небо голубое; день стал длиннее.
Девочка – весна: Я, весна – красна, бужу животных ото сна, наполняю соком почки, на полях рощу цветочки. Всюду: в поле и в лесу – людям радость я несу (раздаёт цветочки из бумаги).
Учитель: Какие изменения в живой природе произошли?
+ Просыпаются животные, у зверей происходит линька, появляются детёныши, на деревьях набухают почки, появляются раннецветущие растения, у деревьев началось сокодвижение, люди стали надеваться легче, прилетают птицы.
II. Сообщение темы.
Девочка – весна: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы! (Грамзапись: голоса птиц)
Учитель: Прочитаем тему нашего занятия «Здравствуйте, пернатые друзья!» - запись на доске. О чём пойдёт речь на занятии? (ответы детей)
III. Основная часть.
Учитель: Вспомним, чем питаются птицы?
Дети: Семенами и плодами растений, насекомыми.
Учитель: Какие изменения произошли в жизни насекомых?
Дети: Насекомые появляются.
Учитель: Так, почему же весной птицы возвращаются в наши края?
Дети: Становится тепло, у нас они снова находят себе корм, будут выводить птенцов.
Учитель: Весна пришла не одна, она познакомит вас с перелётными птицами (девочка – весна раздаёт картинки с птицами ученикам, которые подготовили сообщения)
Весна: Отгадайте загадку «Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит»
+ Грач.
Учитель: Что они делают на полях? Почему ходят за пахарем?
Рассказ ученика о граче: Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Считают, что с прилётом грачей в наших краях начинается весна. Грач строит своё гнездо на вершине дерева. С утра до вечера у грачиных гнёзд стоит шум и гам. Но после захода солнца в грачовнике всё стихает. Грачи снимаются с гнёзд и улетают ночевать в лес.
Учитель: Большинство птиц весной вьют гнёзда, однако, гнездо для птиц не является домом. Оно строится для высиживания яиц и выкармливания птенцов.
Весна загадывает загадку: На шесте весёлый дом с круглым маленьким окном,
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец – он и лётчик, и певец.
+ Скворец.
Ученица (выходит и вывешивает скворечник): Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.
Ученик – скворец: (в руках держит табличку) Я - очень полезная птица, живу там, где живёт человек. Селюсь с колхозом рядом, слежу за его полем и садом – очищаю от вредных букашек, жучков. И поэтому, я не просто скворец, а скворец – молодец! Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
Учитель: Мы рады тебе, скворец – молодец! Ребята, как надо помогать скворцам весной? + Делать скворечники.
- Как укрепляют скворечник на деревьях?
+ Привязывают, прибивать гвоздями нельзя!
Весна: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины поёт, на солнышке сверкая:
«Весна идёт к нам молодая, я здесь пою приход весны».
Ученица (в руках картинки с изображением птиц): Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо. Такие же гнёзда – ямки и у перепёлки, и у куропатки. И яички у этих птиц под цвет травы и хлебов.
Учитель: Как вы должны вести себя, если случайно найдёте такое гнездо на лугу или в поле? (Дети называют правила поведения)
Ученица: Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы (показывает иллюстрации) склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Учитель: Прилёт некоторых птиц связан с заметными изменениями в природе. В народе говорят: «Трясогузки прилетели – лёд на реке раскололи».
Ученик: Весной трясогузки возвращаются на родину одними из первых. Дорогу домой птицы находят безошибочно и, как правило, успевают к начавшемуся ледоходу. Иногда можно наблюдать такую картину — плывут льдины по реке, а по ним бегают грациозные птицы. Это — трясогузки. Трясогузка – насекомоядная птица, корм часто ищет у воды. Для поиска корма может зайти в мелкую воду, чтобы полакомиться водными насекомыми. В минуты опасности птица подбирает крылышки, вытягивается, становится узенькой и длинненькой, старается немедленно упорхнуть. Учитель: С каким изменением в природе связан прилёт трясогузок? Назовите птиц, изображённых на картинках.
Дети: Журавль, лебедь, гуси, цапля, утки.
Учитель: Как их назвать одним словом?
Дети: Водоплавающие.
Учитель: Когда они прилетают?
Дети: Во время разлива рек.
Учитель: Посмотрите на этих прекрасных птиц! Чем ещё дороги для нас птицы кроме приносимой ими большой пользы?
Дети: Украшают природу нашей Родины.
Учитель: Когда появляются насекомые, позднее, прилетают ласточки, пеночки, кукушки (иллюстрации). Какая из перечисленных птиц не вьёт гнезда? Как она выводит птенцов? (ответы детей)
Давайте послушаем разговор (дети исполняют сценку):
Кукушка: Что же ты плачешь, Чечёточка?
Чечётка: Как же мне не плакать, Кукушечка? Было у меня в гнезде 5 яичек, осталось 4. Сойка одно яичко утащила!
Кукушка: Ах, негодница! Не плачь, Чечёточка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу.
Чечётка: Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!
Учитель: В гнёзда каких птиц кукушка подкладывает яйца? Почему чечётка отказалась от помощи? Всегда ли такое происходит? (ответы детей) А чем питаются кукушки? (сценка)
Пеночка: Ты чего, кукушка, головой трясёшь, будто волоском подавилась?
Кукушка: Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала! Пеночка: Ах, ты бедная! Как не повезло – то тебе!
Кукушка: Это почему же не повезло? Я их волосатых уже три десятка проглотила. Вкусненькая такая!
Ученица: За лето кукушка поедает до 270000 гусениц.
Ученик: Гнёзда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет детскую колыбель. Ласточка строит вот такой гамачок для детишек (показывает). Похожее гнездо делает иволга. Где бы ни строили ласточки свои гнёзда – никогда не забывают тех мест. За тысячи километров улетают птички осенью на юг, а весной непременно возвращаются домой. Посчитано, что раз 300 в день подлетает ласточка к гнезду птенцов кормить. За лето она уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Только насекомыми питается. Ни плодов в садах, ни зёрен в полях не клюёт.
Учитель: Чем ещё радуют нас птички?
Дети: Своим пением.
Весна: Лес без песен не бывает,
Всюду птицы распевают
Сойки, иволги, дрозды
Могут петь на все лады.
Певчих птиц не перечесть,
Но одна такая есть, -
Не сверкает опереньем,
Неприглядная на вид,
А чудесным звонким пеньем,
Всех на свете удивит!
Ученик: Это соловей! Весной на своей родине соловьи появляются только в начале мая, занимая после прилета сырые, с достаточно густыми и тенистыми зарослями кустарника, места. Чаще всего добычей соловьям служат муравьи, жуки (преимущественно долгоносики, листоеды, щелкуны, жужелицы), клопы, а также гусеницы, многоножки, мухи, пауки; осенью в небольшом количестве поедают также ягоды и семена. Значительная часть потребляемых беспозвоночных является вредителями лесного хозяйства; однако неизмеримо больше эстетическое значение этого лучшего из наших птиц певца.
Получилась таблица:
Грач за день 400 червей
Скворец за день 350 насекомых
Жаворонки, склёвывают семена сорняков
Овсянки,
Зеленушки,
Щеглы
Трясогузки
Утки, гуси лебеди украшают природу
Кукушки, ласточки за лето около миллиона вредных насекомых
Соловьи прекрасное пение
Учитель: Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Весной бывает и так: подует холодный ветер, пойдёт снег, будто вновь вернулась зима. Но ненадолго.
Ученик: В такую погоду птицам непросто найти корм: снег закрывает семена растений, насекомые прячутся. Поэтому и весной надо продолжать подкармливать птиц (вывешивает модель кормушки).
Нас много, ребята, пусть каждый из нас,
Хоть кустик для сада посадит сейчас!
Ученица:
Сделает домик – скворечник,
В пургу – повесит
Кормушку к крыльцу своему!
IV. Итог.
Учитель: Почему птиц мы называем друзьями? (ответы детей с помощью составленной таблицы)
Прочитаем: «Птицы – наши друзья» А мы должны быть для них друзьями? Изменим пословицу.
Дети: Мы – друзья птиц! (записать)
Учитель: Прочитаем хором:
«Птицы – наши друзья,
Мы – друзья птиц!»