Окружающий мир 2 класс "Природные явления"

Цель:
- дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
- развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

Оборудование: учебник "Окружающий мир" для 2 класса, автор О. Т. Поглазова, карточки с явлениями природы для практической работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Добрый день. Ребятки, сегодня не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

- Торопимся мы на урок

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

Учитель читает стихотворение

Посмотри мой милый друг.                             

Что находится вокруг?                                         

Небо светло-голубое,                       

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и роса

Человек и время года сто всё вокруг (природа)

 

Ребята, для того,  чтобы определить тему сегодняшнего урока посмотрите презентацию

Учащиеся приветствуют гостей и учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся просматривают презентацию

Подведение к теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

- Ребята, скажите мне пожалуйста, о чём презентация?

 

- А вы знаете,  что такое явление?   Мы с Костей поможем вам.

 

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, как звучит тема урока?

Природные явления – на доску

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

 

- Что мы должны сделать для того, чтобы реализовать поставленные цели?

 

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда

берутся облака, почему дует и почему во время грозы гремит гром.

 

- Ответьте мне на вопрос, какие времена года вы знаете?

- Правильно.

- Сегодня они к нам пришли в гости.

Я предлагаю вам перенестись в сказку

 

Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем и вернем природе все явления. Но путь к этому будет долог и труден. Нужно будет решить немало задач, ответить на многие вопросы. Вы согласны? Тогда - в путь!

 

- А для этого мы поработаем в группах. Групп будет столько сколько и времён года.  Договоритесь, кто будет руководителем группы.

У вас на столах лежат  карточки с природными явлениями, нам нужно будет выбрать те природные явления, которые подходят к вашему времени года.

- Я предлагаю нам отправиться дальше  в путешествие. Догадайтесь, с какого времени начнём?

Ученик читает стихотворение, вы выбираете, к какому времени году подходит.

 

- С какого времени мы начинаем наше путешествие?

- О каком природном явлении говорится в стихотворении?

- Скажите. Как образовано слово листопад?

- Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.

-Давайте обратимся к нашему помощнику- учебнику. Откройте с. 93, абзац 2.

- Ребята, а кто из вас знает, почему деревья сбрасывают листья?

-   Да, действительно,  но перед этим листья окрашиваются в желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листву с деревьев. Это происходит для того, чтобы растения не испаряли лишнюю влагу. И для того, чтобы уменьшить площадь дерева, потому что зимой из-за снега ветки с листьями могут обломаться.

-   Так почему деревья сбрасывают листья? О каком природном явлении мы проговорили?

Не забываем выбирать явление

- Давайте послушаем следующую подсказку.

- Правильно ребята, это снег.

Если зимнею порою

Тучи небо всё закроют,

И снежинки полетят -

Значит, будет - …?

- Правильно ребята, а скажите,  как образуется слово снегопад. Хорошо.

- А  кто знает, как образуется снег?

Выпадение осадков в виде снега объясняется тем, что температура воздуха опускается ниже нулевой отметки. Капли воды, из которых состоят облака, начинают со временем тяжелеть и падают на землю.

 

Во время падения они охлаждаются и превращаются в кристаллы льда. Мелкие ледяные кристаллы притягивает друг к другу, и они создают снежинки. Снежинки падают на землю с разной интенсивностью, создавая снегопады. (снежинка на экран)

 

Итак, мы нашли некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждёт здесь? 

  

- Скажите мне, о каком явлении эта загадка? Правильно.

- А как образовалось слово ледоход.

 

Давайте обратимся к нашему помощнику - учебнику. с. 93 3 абзац

 

А кто из вас знает как нужно вести себя во время ледохода? Что ни в коем случае нельзя делать?

Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей. Однако нельзя забывать про осторожность и соблюдение правил безопасного поведения на льду и воде.

Во время ледохода очень опасно находиться на берегу реки, на крутых склонах у реки, переходить по льду, отталкивать льдины от берегов.

- Помните, не выходите на лед во время ледохода!

Группы, не забываем выбирать явление

 

- Ребята, мы нашли много явлений. Но посмотрите, колдунья, которая крала все явления, оставила ещё одну подсказку.

 

А что такое вьюга, кто может сказать?

Перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега.

Группы, не забываем выбирать явление

- Вот мы и подошли к следующему явлению природы – росе.

- Что такое роса?

 Кто из вас видел росу и в какое время суток?

- Послушайте внимательно, что я вам расскажу о росе.

Роса – это небольшие скопления воды, образовавшиеся на растениях при охлаждении воздуха утром или вечером.

Образование росы происходит из-за того, что водяные пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур начинают превращаться в воду и оседают на поверхности растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются

идеальной поверхностью.

- Колдунья злая, но не совсем, она нам помогает, опять оставила подсказку (загадка + слайд)

Обратимся к нашему помощнику – учебнику с. 92, 1 абзац 4 предложение 

- Какое явление природы вы сейчас видите на экране?

- Обратимся к помощнику, с. 92 найдите в тексте эти явления.

- Какое явление природы вы сейчас увидели на экране?

- Кому-нибудь из вас приходилось видеть грозу? Опишите, что происходит во время грозы.

Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых

облаков превращаются в темные тучи. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния.

А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда.

- Как надо себя вести во время грозы?

От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но

ни в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния.

- Ребята, молодцы, мы отыскали с вами ещё явление природы.

 

- Теперь, давайте с вами подумаем, что мы можем увидеть на небе после дождя?

 

- Почему на небе появляется радуга?

 

- Ребята, давайте же выясним, почему на небе появляется радуга?

 

Радуга - одно из красивейших природных явлений, которое принято наблюдать после дождя.

 

Радуга - это в первую очередь физическое явление, в основе которого лежит взаимодействие света и воды. Солнечный свет преломляется и отражается каплями воды, которые парят в атмосфере. Человек, который стоит спиной к солнцу, видит перед собой разноцветное свечение.

- Скажите, сколько цветов у радуги?

Назовите их.

 Цвета в радуге всегда расположены в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

 

- Ребята, так почему же мы видим радугу? Какие два компонента при этом взаимодействуют?

 

- О каком явлении мы проговорили?

Явления, природные явления.

 

 

Рапоткин Константин зачитывает определение из словаря Ожегова "Явление природы - всякое обнаружение чего-нибудь".

- О явлениях

- Узнать, что такое явления природы;

- Какие явления бывают;

- узнать больше о самих явлениях природы.

- Изучить явления природы в разные времена года, поработать с информацией. 

 

- Зима, лето, осень, весна.

 

Читают стихотворения о временах года.

 

 

 

 

Дети, читающие стихи о временах года,  с карточками садятся по группам.

 

 

Дети предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холода щеки горят,

Любо в лесу мне бежать.

Слышать, как  сучья трещат,

Листья ногой загребать.

 

Осень

 

Листопад

 

 

Листья падают.

 

Дети открывают учебники, один ученик читает информацию вслух

 

Для того чтобы площадь дерева была меньше и из-за снега ветви не ломались.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. Листопад

 

 

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Снег

Снегопад

 

От слов снег падает.

 

Ответы детей. Капли воды испаряются, при понижении температуры дождь замораживается, и получаются снежинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белое поле,

Треснуло разом,

Плывёт, громыхает,

Как явленье называют?

(Ученик читает загадку) (Ледоход)

 

 

 

Ледоход

 

Лёд идёт

 

Читает ученик

 

 

 

 

 

Заметает все пути

не проехать, не пройти.

У метели есть подруга - 

снежно-ветреная (вьюга)

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Загадка о росе

 

Роса – небольшое скопление воды, образовавшееся на растениях

 

 

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния) 

 

Ответы детей.

 

 

У радуги 7 цветов

 

 

О радуге.

Итог работы в группах

- Но для того, чтобы злая колдунья больше не смогла заколдовать и спрятать природные явления, нам нужно нашу схему вывесить на доску руководители групп, пожалуйста, выйдите к доске и объясните выбор, совей группы.

Дети выходят к доске, вывешивают карточки под картинками с тем временем года,  который выбрали.

Итог урока.

Рефлексия

Д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка

Просмотр презентации природные явления.

- Давайте с вами посмотрим презентацию о том,  какие ещё бывают природные явления.

- Что нового узнали?

- Какие явления природы запомнили.

У вас на столах лежат смайлики, приклейте их к тем природным явлениям, с которыми вы бы хотели познакомиться подробнее.

А дома вы подробно познакомитесь с этими явлениями.

 

За наши старания в качестве награды к нам пришли в гости солнце и радуга. 

 

- Как вы думаете, правильно повела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

О каких природных явлениях здесь говорится?

- А вы знаете,  когда на небе появляется радуга?

Радуга появляется только если одновременно идёт дождь и светит солнце.

 

Просмотр презентации 

  

 

 

 

 

 

Дети показывают инсценировку

 

 

Ответы детей.

 

 

Радуга и дождь

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!