Цель:
- дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
- развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" для 2 класса, автор О. Т. Поглазова, карточки с явлениями природы для практической работы.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Добрый день. Ребятки, сегодня не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их. - Торопимся мы на урок Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! Учитель читает стихотворение Посмотри мой милый друг. Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое Ветер листьями играет Тучка в небе проплывает Поле, речка и трава Горы, воздух и листва Птицы, звери и леса Гром, туманы и роса Человек и время года сто всё вокруг (природа)
Ребята, для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока посмотрите презентацию |
Учащиеся приветствуют гостей и учителя
Учащиеся просматривают презентацию |
Подведение к теме урока
Работа в группах |
- Ребята, скажите мне пожалуйста, о чём презентация?
- А вы знаете, что такое явление? Мы с Костей поможем вам.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, как звучит тема урока? Природные явления – на доску - Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
- Что мы должны сделать для того, чтобы реализовать поставленные цели?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует и почему во время грозы гремит гром.
- Ответьте мне на вопрос, какие времена года вы знаете? - Правильно. - Сегодня они к нам пришли в гости. Я предлагаю вам перенестись в сказку
Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем и вернем природе все явления. Но путь к этому будет долог и труден. Нужно будет решить немало задач, ответить на многие вопросы. Вы согласны? Тогда - в путь!
- А для этого мы поработаем в группах. Групп будет столько сколько и времён года. Договоритесь, кто будет руководителем группы. У вас на столах лежат карточки с природными явлениями, нам нужно будет выбрать те природные явления, которые подходят к вашему времени года. - Я предлагаю нам отправиться дальше в путешествие. Догадайтесь, с какого времени начнём? Ученик читает стихотворение, вы выбираете, к какому времени году подходит.
- С какого времени мы начинаем наше путешествие? - О каком природном явлении говорится в стихотворении? - Скажите. Как образовано слово листопад? - Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают. -Давайте обратимся к нашему помощнику- учебнику. Откройте с. 93, абзац 2. - Ребята, а кто из вас знает, почему деревья сбрасывают листья? - Да, действительно, но перед этим листья окрашиваются в желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листву с деревьев. Это происходит для того, чтобы растения не испаряли лишнюю влагу. И для того, чтобы уменьшить площадь дерева, потому что зимой из-за снега ветки с листьями могут обломаться. - Так почему деревья сбрасывают листья? О каком природном явлении мы проговорили? Не забываем выбирать явление - Давайте послушаем следующую подсказку. - Правильно ребята, это снег. Если зимнею порою Тучи небо всё закроют, И снежинки полетят - Значит, будет - …? - Правильно ребята, а скажите, как образуется слово снегопад. Хорошо. - А кто знает, как образуется снег? - Выпадение осадков в виде снега объясняется тем, что температура воздуха опускается ниже нулевой отметки. Капли воды, из которых состоят облака, начинают со временем тяжелеть и падают на землю.
Во время падения они охлаждаются и превращаются в кристаллы льда. Мелкие ледяные кристаллы притягивает друг к другу, и они создают снежинки. Снежинки падают на землю с разной интенсивностью, создавая снегопады. (снежинка на экран)
Итак, мы нашли некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждёт здесь?
- Скажите мне, о каком явлении эта загадка? Правильно. - А как образовалось слово ледоход.
Давайте обратимся к нашему помощнику - учебнику. с. 93 3 абзац
А кто из вас знает как нужно вести себя во время ледохода? Что ни в коем случае нельзя делать? Ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей. Однако нельзя забывать про осторожность и соблюдение правил безопасного поведения на льду и воде. Во время ледохода очень опасно находиться на берегу реки, на крутых склонах у реки, переходить по льду, отталкивать льдины от берегов. - Помните, не выходите на лед во время ледохода! Группы, не забываем выбирать явление
- Ребята, мы нашли много явлений. Но посмотрите, колдунья, которая крала все явления, оставила ещё одну подсказку.
А что такое вьюга, кто может сказать? Перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега. Группы, не забываем выбирать явление - Вот мы и подошли к следующему явлению природы – росе. - Что такое роса? Кто из вас видел росу и в какое время суток? - Послушайте внимательно, что я вам расскажу о росе. Роса – это небольшие скопления воды, образовавшиеся на растениях при охлаждении воздуха утром или вечером. Образование росы происходит из-за того, что водяные пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур начинают превращаться в воду и оседают на поверхности растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются идеальной поверхностью. - Колдунья злая, но не совсем, она нам помогает, опять оставила подсказку (загадка + слайд) Обратимся к нашему помощнику – учебнику с. 92, 1 абзац 4 предложение - Какое явление природы вы сейчас видите на экране? - Обратимся к помощнику, с. 92 найдите в тексте эти явления. - Какое явление природы вы сейчас увидели на экране? - Кому-нибудь из вас приходилось видеть грозу? Опишите, что происходит во время грозы. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облаков превращаются в темные тучи. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. - Как надо себя вести во время грозы? От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но ни в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. - Ребята, молодцы, мы отыскали с вами ещё явление природы.
- Теперь, давайте с вами подумаем, что мы можем увидеть на небе после дождя?
- Почему на небе появляется радуга?
- Ребята, давайте же выясним, почему на небе появляется радуга?
Радуга - одно из красивейших природных явлений, которое принято наблюдать после дождя.
Радуга - это в первую очередь физическое явление, в основе которого лежит взаимодействие света и воды. Солнечный свет преломляется и отражается каплями воды, которые парят в атмосфере. Человек, который стоит спиной к солнцу, видит перед собой разноцветное свечение. - Скажите, сколько цветов у радуги? Назовите их. Цвета в радуге всегда расположены в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Ребята, так почему же мы видим радугу? Какие два компонента при этом взаимодействуют?
- О каком явлении мы проговорили? |
Явления, природные явления.
Рапоткин Константин зачитывает определение из словаря Ожегова "Явление природы - всякое обнаружение чего-нибудь". - О явлениях - Узнать, что такое явления природы; - Какие явления бывают; - узнать больше о самих явлениях природы. - Изучить явления природы в разные времена года, поработать с информацией.
- Зима, лето, осень, весна.
Читают стихотворения о временах года.
Дети, читающие стихи о временах года, с карточками садятся по группам.
Дети предлагают варианты ответов.
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холода щеки горят, Любо в лесу мне бежать. Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать.
Осень
Листопад
Листья падают.
Дети открывают учебники, один ученик читает информацию вслух
Для того чтобы площадь дерева была меньше и из-за снега ветви не ломались.
Ответы детей. Листопад
Он слетает белой стаей И сверкает на лету Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Снег Снегопад
От слов снег падает.
Ответы детей. Капли воды испаряются, при понижении температуры дождь замораживается, и получаются снежинки.
Белое поле, Треснуло разом, Плывёт, громыхает, Как явленье называют? (Ученик читает загадку) (Ледоход)
Ледоход
Лёд идёт
Читает ученик
Заметает все пути не проехать, не пройти. У метели есть подруга - снежно-ветреная (вьюга)
Ответы детей.
Загадка о росе
Роса – небольшое скопление воды, образовавшееся на растениях
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
Ответы детей.
У радуги 7 цветов
О радуге. |
Итог работы в группах |
- Но для того, чтобы злая колдунья больше не смогла заколдовать и спрятать природные явления, нам нужно нашу схему вывесить на доску руководители групп, пожалуйста, выйдите к доске и объясните выбор, совей группы. |
Дети выходят к доске, вывешивают карточки под картинками с тем временем года, который выбрали. |
Итог урока. Рефлексия Д/з
Инсценировка |
Просмотр презентации природные явления. - Давайте с вами посмотрим презентацию о том, какие ещё бывают природные явления. - Что нового узнали? - Какие явления природы запомнили. У вас на столах лежат смайлики, приклейте их к тем природным явлениям, с которыми вы бы хотели познакомиться подробнее. А дома вы подробно познакомитесь с этими явлениями.
За наши старания в качестве награды к нам пришли в гости солнце и радуга.
- Как вы думаете, правильно повела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом? О каких природных явлениях здесь говорится? - А вы знаете, когда на небе появляется радуга? Радуга появляется только если одновременно идёт дождь и светит солнце. |
Просмотр презентации
Дети показывают инсценировку
Ответы детей.
Радуга и дождь |