Цель занятия - закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.
Задачи:
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: компьютер, запись "Голоса птиц весной" иллюстрация перелетных птиц, тематические картинки с признаками весны. На столах, для каждого ребенка, схема и бумага для оригами, клей.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Отгадайте загадку, о каком времени года говорится в ней.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
- Давайте вспомним с вами ,какое время года у нас было до весны?
- А после весны какое будет? После лета какое время года?
- Раньше, в старые времена, Весну зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
- Давайте и мы позовем весну настоящую, с солнышком теплым, цветами.
Повторяйте за мной:
Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
Под музыку входит Весна.
Весна: Здравствуйте ребята, вы меня звали вот я и пришла. Давайте вспомним сколько месяцев всего весной?
- Какой сейчас месяц? Какой месяц до апреля был?
- А после апреля какой месяц придет? Повторите хором март, апрель, май - их не забывай.
- Весной в природе происходит очень много изменений для того чтобы нам с вами их вспомнить я предлагаю поиграть.
- Вы согласны? (ответы детей)
Игра "Подбери картинки с признаками"
Из корзинки Весна достает картинки с характерными признаками разных времен года и раскладывает на столе.
- Ребята, на этом столе лежат картинки. Вам надо выбрать и взять только те из них на которых изображены признаки весны. (дети по очереди берут по картинке и садятся на стул, а затем по очереди комментируют результат и прикрепляют картинку к доске)
- Первый месяц весны называется март- капельник. Какие изменения происходят в природе в марте? (Появляются первые проталины. Начинается таяние снега, появляются первые цветы, подснежники, на крышах появляются сосульки, прилетают птицы)
- Посмотрите на картины, и найдите картину, на которой изображена ранняя весна?
- Ребята, а как называется второй месяц весны? (апрель)
- Верно, второй весенний месяц называется Апрель - водолей. В народе этот месяц называют снегогон.
- Почему его так называют?
- Расскажите, какие изменения еще происходят в природе в апреле?
В апреле теплее, чем в марте. Солнце светит ярко и начинает греть, снег дружно стал таять. Текут ручьи, на дорогах лужи, грязь. Люди одеты по - весеннему. Погода часто меняется, то дует холодный ветер, то теплые деньки, идет дождь. Зазеленела трава, распустились почки на деревьях, просыпаются насекомые: бабочки, божьи коровки, муравьи, солдатики)
Посмотрите внимательно на картины. На какой картине изображен месяц апрель? (дети отвечают)
- А теперь поговорим о последнем месяце весны. Назовите его Месяц Май – травень, цветень. А какие изменения произошли в мае?
(Быстро растет трава, дни стали длинными и теплыми. Цветут яблони и вишни, черемуха и сирень, на деревьях распустились листья, идут холодные дожди, появилось много комаров. Прилетели ласточки, кукушки, соловьи, появились гусеницы, майские жуки. Зацвели одуванчики, ландыши, шиповник)
Физминутка "Весна"
Солнышко-солнышко, золотое донышко (Руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (Сложить ладони вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей (Имитируем движения руками (как крылья у птиц)
Там сугробы тают, тают (Медленно приседаем)
А цветочки вырастают. (Медленно поднимаемся)
Воспитатель: Но не только в природе происходят изменения, но и в жизни зверей и птиц тоже происходят перемены.
- Как вы думаете, что или кто является первым вестником весны? (Птицы. Звучит фонограмма голосов птиц)
- Я предлагаю вам присесть на стульчики перед экраном.
- По народным приметам наступает весна тогда, когда прилетают первые птицы. Какие это птицы? (перелетные)
- Какие птицы прилетают к нам весной? (дети перечисляют птиц)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам… (грачи)
С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы "касаткой" называем,
И весною наблюдаем. (ласточка)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? (утка)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Серая птаха в лесу живет.
Повсюду чудесным певцом слывет. (соловей)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (ласточка)
(по мере отгадывания на доску вывешивается картинка с изображением птиц)
- А как меняется жизнь у животных весной? (Просыпаются от зимней спячки: медведь, барсук, ёж. Животные меняют свой внешний вид: они линяют, меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. (белка, лиса - рыжеют; заяц - серый) Некоторых животные меняют окраску. У них появляются детки) (на экране появляются картинки)
- А сейчас давайте поиграем в игру.
Игра "Назови детеныша"
- Я буду называть вам животных, а вы их детенышей.
Весной у лосихи появился … (лосенок)
У волчицы … (волчонок)
У зайчихи … (зайчонок)
У медведицы … (медвежонок)
У лисы … (лисенок)
У белки … (бельчонок)
У барсучихи … (барсучонок)
- Да ребята, весна – это праздник пробуждения. (по мере ответов на экране появляются картинки животных)
Физминутка "Белые цветочки"
Наши белые цветочки
Распускают лепесточки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши белые цветочки
Закрывают лепесточки
Тихо засыпают,
Головой качают. (Выполняют движения по тексту)
- Все люди и животные ждут от весны радости и тепла. В лесу распускаются первые цветы.
- И сейчас давайте с вами сделаем из бумаги красивое весеннее цветы и подарим их Весне. Подходите к столам и по схеме изготавливаем цветы.
Весна: Спасибо вам, ребята за подарки. (дарит сладкие подарки, прощается и уходит)
Звучит отрывок из произведения Дебюсси "Арабески".
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии?
- Что больше всего понравилось?
- О каком времени года мы говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Давайте еще раз вспомним весенние приметы
Пальчиковая гимнастика
Снова солнце в небе улыбается, (соединять пальцы правой руки с большим)
Снег растаял, ручейки журчат. (соединять пальцы левой руки с большим)
И подснежник первый распускается, (ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)
С юга птицы с песнями летят. (ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – "птичка")
- Ребята, вы все отлично справились со всеми заданиями, хорошо поработали.
- Наше занятие окончено.