Задачи занятия:
Доброе утро солнце,
Мы, тебе рады,
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, чтобы начать наше занятие, нужно подготовить наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
Раз - окошечко открыли.
Два мы дудочку купили.
Три - в улыбке наши губки.
На четыре - чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка "скок да скок".
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
- Вот наши язычки подготовлены к работе.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло.
- Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? (сможем!)
- Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь? (Да, готовы!)
- В начале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем? (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом)
- Первое задание такое: нужно составить предложение по картинке и назвать примету весны.
- Каждое предложение должно начинаться со слова Весной… (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением весенних явлений. Дети составляют предложения с опорой на картинки)
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием.
- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать)
- Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
- А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.
- Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?
- Давайте придумаем красивые слова к солнышку.
На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик.
Воспитатель: Солнце (какое) - яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, желтое, доброе.
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.
- Ребята, а что происходит с животными весной? (Весной они меняют шерсть, просыпается медведь и ежик. Появляются детеныши)
- На столах у вас лежат разрезные картинки с изображением животных. Вам нужно собрать картинку и назвать животного.
Работа в парах
- Ребята, посмотрите на весенней полянке собрались животные. (на доске картинка)
- Вы должны найти своего животного и сказать где оно находится. Не забудьте правильно употреблять маленькие слова-предлоги. (дети договариваются кто будет отвечать)
Дети:
- Молодцы, справились с еще одним заданием. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Солнышко-солнышко,
Золотое донышко. (руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей (имитируем движения руками - как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают (медленно приседаем)
А цветочки вырастают. (поднимаемся)
Воспитатель: Ребята, а вот следующее задание. Нужно найти ошибки в тексте и исправить, и сказать правильно.
- Сначала читаю весь текст целиком. Спрашиваю какие ошибки заметили дети. Затем читаю по одному предложению, даю возможность ребятам найти остальные ошибки.
- Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
- Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники). (С. Чешева)
- Следующее задание. Нам нужно закончить предложение, используя только одно слово "Весна".
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Последнее задание, самое важное.
- Нужно отгадать загадку и найти картинку-отгадку. (Работа в парах, один ребенок может отгадывать - другой посчитать слоги)
Висит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Воспитатель: Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?
Ой, беда, беда, беда!
Тает снег. Бежит вода.
Не наденешь валенки,
здесь везде … (проталинки)
- Что такое проталина? Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?
Бегу, я как по лесенке,
по камушкам звеня,
издалека по песенке
узнаете меня ... (ручей)
- Произнесите слово ручей громко, тихо, весело, грустно.
На реках он весной бывает:
Под солнцем лед темнеет, тает,
Потом трещит, ломается
И в льдинки превращается,
А льдинки по реке плывут.
Скажите, как его зовут! (ледоход)
- Что такое ледоход? (Выставляю картинку)
Дети: Солнце припекает, на льдинах появляются трещины, льдины ломаются, и начинается ледоход - движение льда по реке.
Воспитатель: Проговорить слово по слогам, назвать сколько слогов в слове.
Синяя сосулька плачет,
но от солнца нос не прячет.
И везде под птичью трель
"кап-кап-кап" звенит …. (капель)
Воспитатель: Что такое капель? (Капельки воды, которые образуются когда капает вода с сосулек)
- Прохлопайте по слогам. Сколько слогов в слове?
- Вот и пали чары злого ветра. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, весна освободилась и у нас будет тепло.
- Какое задание было для вас самым сложным? (ответы детей)
- Вы знаете, Весна приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, на столах стоят пластиковые тарелочки.
- Дно тарелочки засыпано манной крупой. Вам нужно сдуть всю манную крупу к краям тарелочки и узнаете какой сюрприз спрятался.
Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, не добирая воздуха. Во время выдоха не надувать щеки.
- Давайте потренируемся, а потом пройдем к столам. Ребята дуют в трубочку и достают сюрприз.
- Наше занятие закончилось. Спасибо вам ребята что выручили Весну.