Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Весну выручаем!"

Задачи занятия:

  • расширять и активизировать словарь детей по данной теме "Весна";
  • совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
  • учить составлять сложные предложения, делить слова на слоги;
  • формировать навык правильного употребления предлогов;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Ход занятия

Организационный момент

Доброе утро солнце,
Мы, тебе рады,
Все мы проснулись,

Вместе собрались.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, чтобы начать наше занятие, нужно подготовить наш язычок.

Артикуляционная гимнастика

Раз - окошечко открыли.
Два мы дудочку купили.
Три - в улыбке наши губки.
На четыре - чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка "скок да скок".
Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.

- Вот наши язычки подготовлены к работе.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло.

- Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? (сможем!)
- Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь? (Да, готовы!)
- В начале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем? (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом)

- Первое задание такое: нужно составить предложение по картинке и назвать примету весны.
- Каждое предложение должно начинаться со слова Весной… (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением весенних явлений. Дети составляют предложения с опорой на картинки)

  • Весной небо высокое, голубое.
  • Весной облака легкие и пушистые.
  • Весной солнце светит ярче и становится теплее.
  • Весной птицы прилетают из теплых стран.
  • Весной перелетные птицы строят уютные гнезда.
  • Весной на крышах домов тают сосульки.
  • Весной снег стал таять и потекли ручьи.
  • Весной снег тает и появляются маленькие проталинки.
  • Весной на проталинах расцветают подснежники.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листики.
  • -Весной появляется молодая травка.

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием.

- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать)
- Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
- А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

- Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?
- Давайте придумаем красивые слова к солнышку.

Дидактическая игра "Подбери слово"

На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик.
Воспитатель: Солнце (какое) - яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, желтое, доброе.
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.

- Ребята, а что происходит с животными весной? (Весной они меняют шерсть, просыпается медведь и ежик. Появляются детеныши)
- На столах у вас лежат разрезные картинки с изображением животных. Вам нужно собрать картинку и назвать животного.

Работа в парах

- Ребята, посмотрите на весенней полянке собрались животные. (на доске картинка)
- Вы должны найти своего животного и сказать где оно находится. Не забудьте правильно употреблять маленькие слова-предлоги. (дети договариваются кто будет отвечать)

Дети:

  1. Белка сидит на ветке.
  2. Лиса спряталась за дерево.
  3. Волк сидит под деревом.
  4. Ежик сидит в норе.
  5. Заяц сидит на тропинке.

- Молодцы, справились с еще одним заданием. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Динамическая пауза "Весна"

Солнышко-солнышко,
Золотое донышко. (руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)

Прилетело сто грачей (имитируем движения руками - как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают (медленно приседаем)
А цветочки вырастают. (поднимаемся)

Воспитатель: Ребята, а вот следующее задание. Нужно найти ошибки в тексте и исправить, и сказать правильно.
- Сначала читаю весь текст целиком. Спрашиваю какие ошибки заметили дети. Затем читаю по одному предложению, даю возможность ребятам найти остальные ошибки.
- Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.

- Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники). (С. Чешева)

- Следующее задание. Нам нужно закончить предложение, используя только одно слово "Весна".

  • Пришла …
  • Мы ждали …
  • Мы рады …
  • Мы встречали …
  • Мы будем гулять …
  • Мы поем песни о …

- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Последнее задание, самое важное.

"Загадки отгадайте слоги посчитайте"

- Нужно отгадать загадку и найти картинку-отгадку. (Работа в парах, один ребенок может отгадывать - другой посчитать слоги)

Висит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Воспитатель: Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?

Ой, беда, беда, беда!
Тает снег. Бежит вода.
Не наденешь валенки,
здесь везде … (проталинки)

- Что такое проталина? Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?

Бегу, я как по лесенке,
по камушкам звеня,
издалека по песенке
узнаете меня ... (ручей)

- Произнесите слово ручей громко, тихо, весело, грустно.

На реках он весной бывает:
Под солнцем лед темнеет, тает,
Потом трещит, ломается

И в льдинки превращается,
А льдинки по реке плывут.
Скажите, как его зовут! (ледоход)

- Что такое ледоход? (Выставляю картинку)
Дети: Солнце припекает, на льдинах появляются трещины, льдины ломаются, и начинается ледоход - движение льда по реке.
Воспитатель: Проговорить слово по слогам, назвать сколько слогов в слове.

Синяя сосулька плачет,
но от солнца нос не прячет.
И везде под птичью трель
"кап-кап-кап" звенит …. (капель)

Воспитатель: Что такое капель? (Капельки воды, которые образуются когда капает вода с сосулек)
- Прохлопайте по слогам. Сколько слогов в слове?
- Вот и пали чары злого ветра. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, весна освободилась и у нас будет тепло.

Итог занятия

- Какое задание было для вас самым сложным? (ответы детей)
- Вы знаете, Весна приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, на столах стоят пластиковые тарелочки.
- Дно тарелочки засыпано манной крупой. Вам нужно сдуть всю манную крупу к краям тарелочки и узнаете какой сюрприз спрятался.

Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, не добирая воздуха. Во время выдоха не надувать щеки.
- Давайте потренируемся, а потом пройдем к столам. Ребята дуют в трубочку и достают сюрприз.
- Наше занятие закончилось. Спасибо вам ребята что выручили Весну.

Размер:
24.77 Kb
Скачали:
53