Образовательная ситуация в старшей группе "Весенний календарь знатоков природы"

Цель: систематизировать представления детей о весенней природе с использованием разных художественных средств.

Задачи:

  • Обобщение характерных признаков весны и представлений детей о растительном и животном мире.
  • Развитие умений передавать впечатления через звучание музыкальных, шумовых инструментов, рисунок, поэзию и др.
  • Развитие выразительности и образности речи детей.

Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция с образовательными областями: художественно эстетическим развитием, социально-коммуникативным развитием.

Материалы: разные виды календарей, для дизайнерского календаря - коллажа, рисунки к ним, демонстрационное пособие "Зимний лес", материалы к нему, ЭОР, шумовые инструменты.
Предварительная работа с детьми: рассматривание репродукций картин И.И. Левитана, иллюстраций, календарей, чтение произведений.

Сюжет-завязка

Педагог: Подойдем и посмотрим внимательно в окно. Можно увидеть много загадочного и интересного.

Почему все изменилось?
Снег куда-то подевался?
На дорогах лужи?
Засмеялось все, запело?
И не видно стужи.
Это так легко понять,
Что же к нам пришло опять? (весна)

Педагог: Как вы догадались, что это весна?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?

- А как еще можно узнать, какое время года?
- Посмотрите, на столе лежат календари, для чего они нужны?
- Что такое календарь? (Ответы детей)

Развитие сюжета

Педагог: В календаре отражаются не только времена года, название месяца, но и порядок и следование дней недели в числах, поэтому давным-давно, в старину календари называли численниками.
- На каком календаре, по вашему мнению, наиболее ярко видны признаки апреля?
- Почему ты так думаешь? (Дети выбирают календари)

- Как и кто создает календари?
- Кто придумывает сюжет, текст, рисунок?
- Мы можем придумать свой календарь? (Ответы детей)

- Представим, что мы с вами дизайнеры и изготовим календарь на апрель.
- Разделимся на две команды. (Послушайте, как начинается весна)

Ночь зимой как черный кот,
День - как серенькая мышь
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.

Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь-как серенькая мышь,
День большой блестящий кот.

- В каком месяце наступает весна?
За мартом в лесной глуши апрель идет, за ним спешим.

Педагог: С.Я. Маршак рассказал нам про апрель, послушайте:

Апрель, апрель на дворе звенит капель
На полях бегут ручьи, на дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи
Пробирается медведь сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

- Что нам нужно для того, чтобы создать календарь? (Ответы детей)
- На основе приготовленных материалов самостоятельно составьте два календаря, выберите рисунки, наклейте.
- В тот момент, когда мы будем изготавливать календарь прозвучти звучать музыка, которая нам тоже расскажет о весне. (Музыкальное сопровождение А. Вивальди концерт "Времена года", "Весна")

Методическое сопровождение

- Что изображено?
- Почему так расположил?
- Кто хочет рассказать о своем календаре?
- Почему вы думаете, что изображен апрель?

- С чего начинается весна?
- Как изменяется природа?
- Кто дополнит, чем особенно вам нравится свой календарь?

Педагог: А где очень интересно наблюдать за весной? (в лесу)
- И мы с вами отправимся в весенний лес. (шлепки по каленкам)
- Что вы слышите? (колокольчик)
- Услышим капель. Покажем как звучит капель. (звучит "Солнечная капель")

- Одна капелька прислала Вам письмо из весеннего леса:

"Здравствуйте ребята. Я сейчас в лесу, слежу, чтобы никто не мешал птицам возвращаться из теплых краев и строить гнезда. Зверям пробуждаться от спячки, другим менять зимнюю шерсть на летнюю. Весной у меня очень много работы."

- Откуда появились ручейки?
- Для чего они нужны в природе?
- Куда собираются ручейки?

Игра "Превратимся в ручейки"

(слушание фрагмент из произведения Рахманинова "Весенние воды")

- Когда на земле появляются первые проталины мы видим чудо.
- Подснежник. Какие первые цветы вы знаете? Где растут подснежники?
- И мы с вами покажем, как распускается подснежник.

Пластическое интонирование на музыку Э. Грига "Утро"

- Посмотрите, на нашей полянке распустились подснежники, посмотрите какие они красивые

Итог

Педагог: Вот мы и побывали в весеннем. Что вам понравилось и запомнилось?
- А что нового вы сегодня узнали о весне?
- Что мы сегодня создали?

Продукт: два дизайнерских календаря-коллажа на апрель месяц.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!