Программное содержание:
Материалы: 3 полоски бумаги разного цвета, платок, карта путешествия, мяч, схемы предложений, карточки с изображением подснежников, цветные карандаши, солнце с лучами, тучка с капельками; грамзапись П. И. Чайковского "Весна", "Апрель"; иллюстрации "Времена года".
Оргмомент
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
- На чем можно отправиться в путешествие?
- Отгадайте загадку и узнайте, куда мы сегодня с вами отправимся.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
- Наше путешествие будет не простое, а волшебное. Путешествие по весенним островам. Весна передала нам волшебный платок и карту путешествия. Давайте посмотрим, на каких островах мы побываем.
- Вы хотите отправиться в путешествие?
- Возьмемся за волшебный платок, скажем волшебные слова и полетим.
Ты лети, лети платок,
Через запад на восток.
Ты, платок, лети, лети,
Нас к первому острову отнеси.
Остров "Игровой"
Дидактическая игра с мячом "Повтори, не ошибись"
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет цепочку слов, ребенок должен запомнить и повторить.
Март - апрель - май. Май-апрель-март. Май-март-апрель.
- Какие слова вы повторили? Сколько месяцев длится весна?
- Назовите первый весенний месяц, второй, третий.
- Назовите месяц, который идет между мартом и маем.
- Какое сейчас время года? Докажите, что это не зима. Почему не осень?
Дидактическое упражнение "Перестроение"
- Аня, стань за Сашей. Ваня, стань между Федей и Настей и т.д.
- Ребята, хотите еще поиграть?
Дидактическая игра "Чего много?"
Воспитатель называет слово в единственном числе, а дети во множественном.
Лужа - лужи, туча - тучи, сосулька, проталина, скворец, почка, и т. д.
- Нам пора отправляться на второй остров.
Дети берутся за "волшебный платок", говорят "волшебные слова" и "летят" ко второму острову.
Остров "Музыкальный"
Воспитатель: Посмотрите, как красиво на этом острове. Здесь встречаются разные времена года. Какие? Как вы догадались?
- Послушайте музыку П. И. Чайковского и отгадайте, к какому времени года она подходит. Дети слушают музыку П.И. Чайковского, альбом "Времена года": ноябрь - "На тройке", февраль - "Масленица", март - "Песня Жаворонка".
Пальчиковая гимнастика
Кап, кап, кап - звенит капель.
Приближается апрель. (и т.д.)
Нам пора отправляться на следующий остров.
Дети берутся за "волшебный платок", говорят "волшебные слова" и "летят" к третьему острову.
Остров "Составляй и играй"
Работа над звуковой стороной речи. Дети должны разорвать полоску бумаги на 2, 3 части. (сколько слогов в слове: вес-на, дождь, ка-че-ли). Найти самое короткое и самое длинное слово.
Дидактическое упражнение "Составление предложений"
Дети составляют вместе с логопедом предложения про весну, используя схемы (2, 3, 4 слова). Весна пришла. Пришла ранняя весна и т. д.
Дидактическая игра "Эхо"
Логопед: Ребята, давайте позовем весну громко, тише, тихо.
Весна (воспитатель): К вам пришла с цветами,
В ярком, пестром сарафане.
И румяна, и ясна
Как зовут меня? (Весна)
Дети исполняют первый куплет песни "Веснянка", сл. и муз. Г. Вихоревой
- Спасибо, ребята, что ко мне в гости прилетели. Можно мне с вами поиграть? Приглашаю вас на лужайку.
Физминутка
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь к нам в венок и т.д.
Весна: Ребята, нам пора отправляться на последний, четвертый остров. (Дети берутся за "волшебный платок", говорят волшебные слова и "летят" к четвертому острову)
Остров "Сюрпризно-игровой"
Весна: Ребята, вы хотите порадовать своих мам, сделать им приятное? - Давайте соберем для них букет цветов. Садитесь за столы.
Дидактическое упражнение "Собери букет"
- Какие цветы у вас нарисованы?
- Сколько нарисовано подснежников? Посчитайте.
- Давайте собирать букет: начиная с самого маленького цветка, соединяйте линии к самому большому. Потом их можно раскрасить.
Дидактическое упражнение "Птичья стая"
- Дети, с юга возвращаются птицы. Какие птицы улетели на юг?
- Мы превратимся в птиц, которые возвращаются на родину, и полетим в детский сад. Дети, а как они летят? (клином)
- Становитесь за вожаком клином.
- Вот летят журавли и курлычут: "Курлы - курлы", а теперь дикие гуси: "Га-га".
Хоровод "Ой, бежит ручьем вода"
- Вот мы и вернулись в детский сад. Наше путешествие закончилось.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
Рефлексия
- Если вам понравилось занятие – возьмите лучик и подставьте солнышку, а если нет, то возьмите капельку и прикрепите к тучке.