НОД для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи "Путешествуем весной"

Программное содержание:

  • Уточнить название весенних месяцев, время года, характерные признаки весны, умение образовывать существительные множественного числа.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Закреплять словарь по теме, умение делить слова на слоги: "дождь", "весна", "качели".

Материалы: 3 полоски бумаги разного цвета, платок, карта путешествия, мяч, схемы предложений, карточки с изображением подснежников, цветные карандаши, солнце с лучами, тучка с капельками; грамзапись П. И. Чайковского "Весна", "Апрель"; иллюстрации "Времена года".

Ход занятия

Оргмомент

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
- На чем можно отправиться в путешествие?
- Отгадайте загадку и узнайте, куда мы сегодня с вами отправимся.

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)

- Наше путешествие будет не простое, а волшебное. Путешествие по весенним островам. Весна передала нам волшебный платок и карту путешествия. Давайте посмотрим, на каких островах мы побываем.
- Вы хотите отправиться в путешествие?
- Возьмемся за волшебный платок, скажем волшебные слова и полетим.

Ты лети, лети платок,
Через запад на восток.
Ты, платок, лети, лети,
Нас к первому острову отнеси.

Иллюстрация "Времена года"Иллюстрация "Времена года"

Остров "Игровой"

Дидактическая игра с мячом "Повтори, не ошибись"

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет цепочку слов, ребенок должен запомнить и повторить.
Март - апрель - май. Май-апрель-март. Май-март-апрель.
- Какие слова вы повторили? Сколько месяцев длится весна?

- Назовите первый весенний месяц, второй, третий.
- Назовите месяц, который идет между мартом и маем.
- Какое сейчас время года? Докажите, что это не зима. Почему не осень?

Дидактическое упражнение "Перестроение"

- Аня, стань за Сашей. Ваня, стань между Федей и Настей и т.д.
- Ребята, хотите еще поиграть?

Дидактическая игра "Чего много?"

Воспитатель называет слово в единственном числе, а дети во множественном.
Лужа - лужи, туча - тучи, сосулька, проталина, скворец, почка, и т. д.
- Нам пора отправляться на второй остров.
Дети берутся за "волшебный платок", говорят "волшебные слова" и "летят" ко второму острову.

Остров "Музыкальный"

Воспитатель: Посмотрите, как красиво на этом острове. Здесь встречаются разные времена года. Какие? Как вы догадались?
- Послушайте музыку П. И. Чайковского и отгадайте, к какому времени года она подходит. Дети слушают музыку П.И. Чайковского, альбом "Времена года": ноябрь - "На тройке", февраль - "Масленица", март - "Песня Жаворонка".

Пальчиковая гимнастика

Кап, кап, кап - звенит капель.
Приближается апрель. (и т.д.)
Нам пора отправляться на следующий остров.
Дети берутся за "волшебный платок", говорят "волшебные слова" и "летят" к третьему острову.

Остров "Составляй и играй"

Работа над звуковой стороной речи. Дети должны разорвать полоску бумаги на 2, 3 части. (сколько слогов в слове: вес-на, дождь, ка-че-ли). Найти самое короткое и самое длинное слово.

Дидактическое упражнение "Составление предложений"

Дети составляют вместе с логопедом предложения про весну, используя схемы (2, 3, 4 слова). Весна пришла. Пришла ранняя весна и т. д.

Дидактическая игра "Эхо"

Логопед: Ребята, давайте позовем весну громко, тише, тихо.
Весна (воспитатель): К вам пришла с цветами,
В ярком, пестром сарафане.
И румяна, и ясна
Как зовут меня? (Весна)

Дети исполняют первый куплет песни "Веснянка", сл. и муз. Г. Вихоревой

- Спасибо, ребята, что ко мне в гости прилетели. Можно мне с вами поиграть? Приглашаю вас на лужайку.

Физминутка

На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь к нам в венок и т.д.

Весна: Ребята, нам пора отправляться на последний, четвертый остров. (Дети берутся за "волшебный платок", говорят волшебные слова и "летят" к четвертому острову)

Остров "Сюрпризно-игровой"

Весна: Ребята, вы хотите порадовать своих мам, сделать им приятное? - Давайте соберем для них букет цветов. Садитесь за столы.

Дидактическое упражнение "Собери букет"

- Какие цветы у вас нарисованы?
- Сколько нарисовано подснежников? Посчитайте.
- Давайте собирать букет: начиная с самого маленького цветка, соединяйте линии к самому большому. Потом их можно раскрасить.

Дидактическое упражнение "Птичья стая"

- Дети, с юга возвращаются птицы. Какие птицы улетели на юг?
- Мы превратимся в птиц, которые возвращаются на родину, и полетим в детский сад. Дети, а как они летят? (клином)

- Становитесь за вожаком клином.
- Вот летят журавли и курлычут: "Курлы - курлы", а теперь дикие гуси: "Га-га".

Хоровод "Ой, бежит ручьем вода"

- Вот мы и вернулись в детский сад. Наше путешествие закончилось.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?

Рефлексия

- Если вам понравилось занятие – возьмите лучик и подставьте солнышку, а если нет, то возьмите капельку и прикрепите к тучке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!