Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие по временам года"

Для подготовительной к школе группе

Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста связную речь.

Задачи:

  • активизировать и обогащать словарь по лексической теме "Весна";
  • учить пересказывать рассказ на основе мнемотаблиц;
  • закреплять представления о сезонных изменениях в природе весной;
  • уметь подбирать пословицы по временам года.

Оборудование: картины с изображением времен года; карточки с цифрами, с весенними месяцами; музыка Чайковского "Времена года"; металлофон.

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание потешек, загадок, пословиц, стихов по временам года; рассматривание иллюстраций каждого сезона.

Ход занятия

Звучит музыка Чайковского "Времена года". В группе в разных местах, стоят картины времен года, на которых наклеены закрытые цифры. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что за картины находятся в группе? Сколько всего времен года, назовите их. Какое первое время года? А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам немного попутешествовать. Вы любите путешествовать? (ответы детей)
Девочки и мальчики
Вокруг себя перевернитесь
В путешественников все вы превратитесь. (дети переворачиваются, воспитатель включает волшебную музыку)

Воспитатель: И так, отправляемся в первое время года. Как оно называется? (дети выбирают нужную картину)
- Пока мы будем идти, вспомним стихотворение о зиме.
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики

Сегодня – посмотри! -
Как, розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Воспитатель: друзья, как вы думаете правильно ли мы пришли? А поможет нам в этом закрытая карточка, мы ее перевернем и посмотрим, какая цифра на ней стоит? (воспитатель переворачивает карточку с цифрой 1)
- Дети, а почему именно цифра 1? (ответы детей)

- Зима веселое время года. Почему? (можно кататься на лыжах, коньках, играть в снежки)
- Написано много сказок, где сюжет их происходит зимой. Какие вы можете назвать сказки?

Ответы детей: По щучьему велению, Снегурочка, Лиса и заяц, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Зимовье зверей. Морозка, Снежная королева
Воспитатель: Так как путь у нас далек, нам пора отправляться в следующее время года. Как оно называется? (весна)

4 времени года4 времени года

- Чтобы туда попасть, надо вспомнить пословицы о весне. (дети говорят пословицы: весенний день целый год кормит. Февраль силен метелью, а март – капелью. Коли в мае дождь – будет рожь. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами).
Воспитатель: дети, а какое сейчас время года? (весна)
Дети подходят к следующей картине, перевернув карточку, убеждаются в правильности своего выбора.

Воспитатель: так как сейчас на улице весна, я предлагаю в это время года вернуться еще раз. А наше путешествие продолжается. Дети, напомните мне, в каких сезонах мы уже побывали? (зиме и весне)
- Я загадаю вам загадку, и вы узнаете какое время года следующее. Вам надо быть очень внимательными, чтобы не заблудиться.
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку, просим,
Кто художник этот!

Дети: осень.
Воспитатель: идем к осени? (дети должны заметить, что осень - это четвертый сезон, а мы небыли еще в третьем)
- Молодцы, вы очень наблюдательны. Какой же сезон мы пропустили? (ответы детей)
- Ну, что отправляемся в лето? Открываем карточку. (Дети убеждаются в правильности ответа)
- Правильно, лето – 3 время года. По-моему лето самое любимое время года для многих людей, особенно для детей. Почему я так думаю? (ответы детей)

Воспитатель: Летом здорово, но наш путь еще не закончен, и мы двигаемся дальше. Какое последнее время года осталось? (осень)
- Чем богата осень? Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть, чем же богата осень.
Осень – щедрое время года.
Вот мы прогулялись по всем временам года. Немного устали, и я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
Подуем на плечо
Подуем на другое

Нам солнце горячо
Пекло дневной порою
Подуем на живот
Как трубка станет рот.
Подуем в облака
И остановимся пока

И повторим мы все опять
Раз, два, три, четыре, пять.
Пора возвращаться к тому времени, которое сейчас в природе. Напомните, какое время года сейчас.
Воспитатель: Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Кода это бывает? (весной)

Воспитатель: Дети, посмотрите, на доске карточки, что на них написано? (весенние месяцы, каждый из которых написан на отдельной карточке, дети по желанию читают их)
- Разложите месяцы по порядку.
Цифры, которые написаны на них, помогут нам убедиться в правильности вашего решения.
март, апрель и май зеленый
Дарит листья липам, кленам
Рассыпаются сады
Распускаются цветы

- Друзья, посмотрите внимательно на нашу картину. Мне очень хочется рассказать по ней рассказ. А вы слушайте очень внимательно и затем за мной повторите. Наступила долгожданная весна. Весной ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Звери тоже рады приходу весны, многие из них меняют свои зимние шубки, на летние.

Из теплых стран возвращаются птицы. Дети готовятся к их прилету, они развешивают скворечники. Хорошо весной. (Задавая вопросы детям, воспитатель показывает на алгоритм)

Воспитатель: какое время года наступило? (наступила долгожданная весна)
- Как светит солнце весной? (Весной ярко светит солнце)
- Что происходит с почками на деревьях? (На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки)
- Какие цветы появляются из-под снега? (Прямо из-под снега расцветают подснежники)

- Как их называют? (первые вестники весны)
- Рады ли приходу весны звери? (Звери тоже рады приходу весны)
- Что происходи с их шубками? (меняют свои зимние шубки, на летние)
- Что можно сказать про птиц? (Из теплых стран возвращаются птицы)
- Как дети готовятся к их прилету? (Дети развешивают скворечники)
- Хорошо весной?

Воспитатель еще раз рассказывает рассказ, а затем дети 3-4 человека, опираясь на мнемотаблицу.
- Друзья, мне очень понравились ваши рассказы о весне. Молодцы! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу. Путешественники, вокруг себя перевернитесь в девочек и мальчиков превратитесь.
- Дети, вам понравилось наше путешествие? Что вы запомнили больше всего? Друзья, а как вы считаете, почему нам удалось выполнить все задания во время нашего путешествия? (Ответы детей: потому что мы умеем читать, много говорили о временах года, знаем потешки, загадки, пословицы, стихи на каждое время года)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!