Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и закреплению знаний о весенних явлениях живой и неживой природы.
Задачи:
Материалы и оборудование: презентация, проектор, ПК, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира.
- На ваших столах должен лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.
- На уроках "Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, на какие компоненты делится природа? (живая, неживая)
- Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Живая природа - это все, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться)
- Чтобы убедиться, что вы надежно запомнили, давайте поиграем.
Игра "Природа - не природа"
Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - хлопаете в ладоши.
Дерево, камни, ромашка, Солнце, сосульки, песок, бабочка, грибы, Луна, воздух, птицы, вода.
- Сегодня я приглашаю вас в гости, а, чтобы узнать к кому, я дам вам подсказку, прочитав стихотворение Анатолия Некрасова.
- Слушайте и смотрите внимательно, не отвлекайтесь.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла …
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет -
Значит, к нам пришла …
- О чем идет речь в этом стихотворении? (О весне, о пробуждении природы)
- А что такое весна? Что вы запомнили из стиха Анатолия Некрасова про весну? (Весна - время пробуждения, чудес и превращений)
- Весна – это одно из четырех времен года, переходный сезон между зимой и летом. Все в этом мире с чего-то начинается. Как в песенке "С голубого ручейка начинается река…"
- А задумывались ли вы с чего начинается Весна? Может быть с таяния снега и звонких ручейков? С первых подснежников? С теплого солнышка, потрясающего синего неба и ярких одуванчиков? А может быть с пения птиц?
- А с чего начинается весна для тебя? (Ответы детей)
- Итак, сегодня мы отправляемся в гости к весне, а точнее, это она пришла к нам в наши края. Скажите, а как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе? (дети затрудняются ответить)
- Итак, ребята, перед нами проблема. Мы не знаем, как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе. И это нам предстоит выяснить.
- Какую цель мы можем поставить? (Узнать, как взаимосвязаны весенние явления в живой и неживой природе)
- Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?
- А теперь об этом мы прочитаем в учебнике на стр. 86-87. Открываем учебник и начинаем читать предложения по цепочке. (читают текст по цепочке)
- Итак, по ходу чтения нам встретились незнакомые слова. (выделены черным цветом)
- Прочитайте эти определения и запомните значения каждого весеннего явления.
- Мы с вами прочитали текст, скажите мне, как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплее, день длиннее)
- Какое по цвету весеннее небо? (голубое, плывут белые облака)
- Какие осадки выпадают весной? (в марте снег, а в апреле и мае дождь)
- Что происходит со снегом и льдом на реках? (на реках начинается ледоход)
- Что происходит весной с почвой? (она оттаивает)
- Давайте сделаем вывод, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? (учитель фиксирует все на доску)
- Ну что ж, пришло время поговорить о изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны. Животные, растения - это объекты живой природы. Давайте сначала поговорим о растениях.
- Что происходит с кустарниками , деревьями, травянистыми растениями? (Все вокруг оживает. У деревьев и кустарников теплая погода вызывает сокодвижение. Начинают набухать и распускаться почки)
- Кто-нибудь пробовал березовый сок? Как его добывают? (сок обычно добывают, надрезая или надрубая кору дерева, вставляют специальную трубочку, под названием желоб и вешают бутылку. Березовый сок очень полезен для работы желудка)
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, подснежник)
Учитель вывешивает на доску изображения первоцветов, учащиеся должны их назвать.
- Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Прочитаем про них.
Упражнение "Соотнеси рисунок с названием"
- Ребята, муравьишка приготовил нам задание! Давайте откроем рабочую тетрадь на стр. 56 и выполним № 4.
- Кто хочет прочитать задание? "Соедини линиями рисунки и названия растений. Проверь себя по учебнику". На это задание я даю вам 2 минутки.
- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга.
- Про растения поговорили, а что же происходит с животными? Как на них влияет приход весны? (С приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы, для них стало больше корма. Некоторые звери меняют "шубку", выходят из спячки)
Упражнение "Найди птицу"
- Посмотрите на картинки птиц на стр.89 учебника. Кто-нибудь знает, как называются эти птички? (не знаем)
- Давайте я дам вам подсказку.
Взад-вперед по пашне вскачь. Ходит черный-черный… (грач)
Уж весна, но поле бело.
Птичка с юга прилетела.
Холодно еще, и зябнет
На березке голой ... (зяблик)
Утром звонко распевает,
Всех он в поле приглашает. (жаворонок)
Та птичка хвостиком трясет
И на земле жучков клюет.
Живет она, где есть вода,
Ее узнаешь без труда! (трясогузка)
- А каких перелетных птиц знаете вы? (Жаворонки, зяблики, дрозды, трясогузка, дрозд, чибис, иволга, малиновка, кукушка, соловей)
- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? (повышение температуры, появление насекомых)
- Давайте сделаем вывод, какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны?
Физкульминутка
Упражнения в рабочей тетради
- Отдохнули, теперь давайте откроем рабочую тетрадь и выполним 1 задание. Кто хочет прочитать условие? (читают)
- Работаем индивидуально, потом все вместе проверим.
- Итак, в каком порядке идут весенние месяцы? Давайте хором прочитаем. (Март, апрель, май)
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Перейдем к 3 заданию, вы будете работать в парах. (выполняют задание)
- Не забывайте про правильную посадку при письме. Не скрещивайте ноги, спину держите ровно, не забывайте про расстояние от глаз до тетрадки. (25 - 35 см)
- Я вижу, что многие выполнили это задание, сядьте ровно, посмотрите на меня, кто закончил.
- Хорошо, давайте проверим 1 вариант, кто желает озвучить весенние явления неживой природы? (увеличение длительности дневного времени и солнечное тепло, таяние снега и половодье, образование проталин и первые ручьи, ледоход на реках, дожди и грозы, весенние ветры)
- Кто-то может еще добавить? Все согласны? Отлично, первый вариант справился с заданием, теперь давайте послушаем весенние явления живой природы, 2 вариант, кто готов ответить? (Из оттаявшей почвы выползают гусеницы, вылетают бабочки, жужелицы и майские жуки, просыпаются жабы и лягушки. Растения одеваются листвой, цветут плодовые деревья и кустарники, зеленеют луга)
- Кто думает по-другому? (все согласны)
- Как радует ранней весной встреча с бабочкой! Словно маленький кусочек радуги, порхает она над черной землей. Присев на какой-нибудь весенний цветок, находит сладкий нектар.
- Легко взмахнув крыльями, летит дальше... Что это за бабочка? Крапивница, лимонница или траурница? А может быть, дневной павлиний глаз или адмирал? Всех этих бабочек можно увидеть ранней весной.
- Давайте выполним 5 задание. Ваша задача найти правильное название бабочки.
- Кто выполнил, поднимите, пожалуйста, на меня глазки. Хорошо, я вижу, что многие справились.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и приготовьте карандаш. На слайде вы видите правильные ответы, проверьте работу вашего товарища.
- Ребята, давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. Какую цель мы поставили? (ответы детей)
- Узнали? (Весенние явления живой и неживой природы тесно связаны между собой. Растения начинают появляться тогда, когда почва прогревается солнцем, и сходит снег. Птицы возвращаются из теплых краев, потому что солнце стало подниматься выше в небе и день стал длиннее)
- Какие задачи мы поставили перед собой на этот урок?
- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (да)
- Какой вывод можно сделать? (изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе)
В графу "П" – "плюс" записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу "М" – "минус" записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу "И" – "интересно" учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+ (плюс) |
- (минус) |
(интересно) |
|
|
|
- Поднимите руки, у кого + больше, чем? А кто что написал в графу "интересно"?
- Я вижу, что + у нас сегодня больше, и данная тема вызвала у вас интерес, а те, у кого больше "-", наверно просто сегодня не в настроении.
- Открываем дневники и записываем домашнее задание.
- Спасибо вам, что были активными на уроке, мне было приятно с вами работать. Наш урок окончен. До свидания! (Дети прощаются с учителем)