Дополнительная общеобразовательная программа: "Мир красок".
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет.
Цель занятия: систематизация знаний у обучающих о построении пейзажа, отработка умений в изображении его.
Задачи занятия:
Наглядный материал: репродукций работ художников-пейзажистов: А. Саврасов "Грачи прилетели" 1871 г., "Ранняя весна. Оттепель" 1880 г., И. Левитан "Март" 1895 г., "Весна. Большая вода" 1897 г., И. Остроухов "Ранняя весна" 1891 г.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас сегодня!
- Надеюсь, у вас хорошее настроение, и каждый из вас готов внимательно меня слушать и вынести из нашего занятия что-то новое и интересное.
- Все готовы? Тогда приступим.
- Для начала я хочу прочитать вам небольшое стихотворение.
Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется…?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на занятии? (О пейзаже!)
- Молодцы! Правильно! Речь пойдет о пейзаже.
- Мы с вами изучали такую тему, как пейзаж.
- Так давайте же повторим! Что такое пейзаж? (это изображение природы)
- Правильно ребята! Молодцы!
Пейзаж – жанр в изобразительном искусстве, которому характерно изображение природы: живой и преобразованной человеком. Ведь человек строит дома, города, заводы, дороги и т.д.
- Также у пейзажа есть виды. Какие? Давайте повторим! (Ответ: Городской, деревенский, лесной, морской, горный)
- Правильно!Также ребята хочу вам напомнить, что мы с вами изучали другие жанры в изобразительном искусстве такие, как натюрморт и портрет.
- И поэтому давайте поиграем в игру, суть которой заключается в распределении карточек с рисунками по жанрам. Для этого делимся на 2 команды.
- И какая команда быстрее распределит карточки по жанрам, та команда и выиграла!
- Играем!
- Играя в игру, мы сделали вывод, что: натюрморт-изображение различных предметов; пейзаж - изображение природы; портрет - изображение человека.
- Молодцы, вспомнили пройденный материал!
Сообщение нового материала
- А сейчас, ребята, посмотрите на окно! И скажите мне! Какое сейчас время года? (весна)
- Правильно весна! В это время, когда природа пробуждается от зимней спячки и все вокруг меняется и расцветает.
- Цель нашего сегодняшнего занятия - это нарисовать не просто леской или деревенский пейзаж, а именно весенний.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение о весне.
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
"Весна!" - читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
(Алексей Николаевич Плещеев)
- Ребята, учась в школе, вы наверняка уже знаете стихотворения, посвященные такому прекрасному времени года, как весна. (обучающиеся рассказывают стихотворения о весне поэтов русской литературы)
- Молодцы! Знаем русских поэтов, творчество которых, затрагивало тему весны.
- А вот так проявлялась тема весны в изобразительном искусстве в творчестве таких художников-пейзажистов, как А. Саврасов "Грачи прилетели" (1871 г.), "Ранняя весна. Оттепель" (1880 г.), И. Левитан "Март" (1895 г.), "Весна. Большая вода" (1897 г.) (показываю слайды)
- Рассмотрим более подробно две репродукции, а именно А. Саврасова "Грачи прилетели" и Левитана "Весна. Большая вода".
- Что изображено на этих знаменитых картинах? (На картине "Грачи прилетели" изображена весна, грачи, тонкие изогнутые березки, река, церьков на заднем плане. А в картине "Весна. Большая вода" тоже нарисованы голые деревья, речка, домик на заднем плане и т.д.)
- А теперь давайте сравним эти картины. На какой из картин показан солнечный день?
- А на какой пасмурный? И как вы это определили? (На картине "Грачи прилетели" пасмурный день, так как были использованы темные и холодные цвета. А в картине "Весна. Большая вода" все наоборот. Солнечный день! Благодаря использованию светлых, ярких, теплых, солнечных цветов)
- Удалось ли художникам передать в своих произведениях состояния весенней природы в разную погоду (ясную, пасмурную)? (да)
- Рассказывая стихи и смотря на образцы репродукций художников-пейзажистов, мы уже имеем некое представление о весне.
- Так давай те же ответим на такой вопрос. Чем характерна весна? (Птицы прилетают, день становится длиннее, солнце светит выше, на улице теплее становится, переодеваемся в весенне-осеннюю одежду, снег тает, появляются ручейки, начинают расти первоцветы: крокусы, подснежники, появляются на деревьях почки и т.д.)
- Какие месяцы являются весенними? (март, апрель, май)
- А сейчас я предлагаю поиграть...
Игра "За что мы любим весну"
- Ребята, вы должны передавая друг другу цветок и рассказать: чем вам нравится весенний период?
Пример: мне нравится весна, потому что дни становится теплее и длиннее, поэтому можно гулять со своими друзьями; или потому что появляется хорошее настроение, когда ярко светит солнце; или потому что уходят холода, и можно надевать легкую куртку; или потому что прилетают птицы и я люблю слушать их пение.
- Молодцы ребята!
- Мы сегодня будем с вами рисовать весенний пейзаж. Для этого нам понадобится лист бумаги А4, ластик, простой карандаш, цветные карандаши.
- А сейчас мы приступаем к работе.
- Для начала давайте вспомним правила построения пейзажа. На первом этапе с чего начинаем? (Пейзаж мы начинаем всегда с линии горизонта)
- Правильно! А какие линии горизонта мы с вами знаем? (средняя, низкая и высокая линии горизонта)
- Все верно! А на следующем этапе что рисуем? (главные композиционные элементы в рисунки, которые чаще всего будут располагаться по центру и на первом плане)
- Давайте рассмотрим образец на тему весна, с которого мы будем с вами рисовать. Приступаем к работе.
- Рисуем высокую линию горизонта. Далее, примерно по середине, плавными линиями от линии горизонта рисуем ручеек. Потом изображаем бабочку и подснежник, которые являются главными композиционными элементами в рисунке. Дополняем наш с вами рисунок веточкой вербы. Далее, на заднем плане рисуем лес.
- Рисунок весеннего пейзажа готов, осталось его только закрасить. Но перед тем, как его мы начнем заштриховывать цветными карандашами, мы сделаем разминку.
Танцуем под музыкальное видео для детей "Двигайся! Замри!"
- Закрашиваем бабочку: красным, оранжевым и желтым цветами; подснежник: зеленым и голубым; речку: синим; поле: светло-зеленым; лес: темно-зеленым и небо: голубым цветом.
- Давайте посмотрим на ваши работы. Какие они у нас получились? (дети отвечают на вопросы педагога)
- Как бы вы охарактеризовали свою работу?
- Вы старались? Были аккуратны? Терпеливы?
Педагог оценивает работу детей. Отмечает лучшие работы, выделяет ошибки при выполнении заданий.
- Давайте подведем итоги.
- Что нового вы узнали?
- Что было интересно?
- Какие разновидности пейзажа вы знаете?
- Что характерно весеннему пейзажу?
- Какой вид пейзажа мы с вами сегодня нарисовали?
- Ребята мне хотелось бы узнать довольны ли вы своей проделанной работой на сегодняшнем занятии. Обратите внимание на плакат "Красавица-Весна".
- Посмотрите на плакате изображена девушка- весна, трава, цветы, солнышко, но в нем не хватает чего-то? (Красивых бабочек)
- Я для вас приготовила шаблоны в форме бабочек. Вы должны выбрать понравившуюся вам бабочку и раскрасить либо красным цветом, либо желтым, либо синим.
- Это значит, что мы на следующем занятии закрепим то, что не было понятно и улучшим свою работу. Посмотрите, какая получилась наша замечательная Красавица- Весна!
- На этом занятие окончено. Всем спасибо за совместное творчество. Убираем свои рабочие места.
- До свидания!