Открытого занятие по теме "Весенний натюрморт"

Дополнительная общеобразовательная программа: "Юные художники".

Возраст обучающихся: 7-10 лет.

Цель занятия: систематизация знаний обучающихся об основном построении натюрморта с цветами, отработка умений их изображения.

Задачи:

  • систематизировать знаний о правилах построения натюрморта;
  • развивать умения и интерес работы с акварелью;
  • развивать творческие способности обучающихся, воображение, логическое мышление, чувство пропорции, соразмерности, художественный вкус.

Результат занятия:

  1. обучающиеся будут знать правила построения натюрморта с цветами;
  2. уметь выполнять весенний натюрморт.

Ход занятия

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас сегодня!
- Надеюсь, у вас хорошее настроение, и каждый из вас готов внимательно меня слушать и вынести из нашего занятия что-то новое и познавательное.

Подготовительный этап

- Сейчас послушайте стихотворение об одном мальчике.

Художник

Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп - спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась борода;

Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.

На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут разобрать.

Удивляется - откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва,
Где-то сбоку голова!

Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
- Нет терпенья - нет уменья,
Нет уменья - толку нет!
(Н. Грибачев)

- О чем вы узнали из этого стихотворения? (ответы детей)
- Почему у Сережи не получались хорошие рисунки?
- Название стихотворения подходит Сереже? Почему?

- Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником?
- Будем этому учиться?
- Правильно ребята! Молодцы! Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.

Основной этап

Сообщение нового материала

- Итак, тема сегодняшнего занятия "Весенний натюрморт".
- Мы вспомним правила построения натюрморта и научимся рисовать весенний натюрморт.
- А сейчас я прочитаю стихотворение.

Если видишь на картине
Чудо – вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.

А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.

А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется натюрморт.

- Вначале вспомните, что такое "картина"?
Картина – произведение живописи, выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани. Картина имеет свои жанры.

Жанр живописи (фр. genre – род, вид), исторически сложившийся деление произведений в соответствии с темами и объектами изображения (т.е. характеристика изображения).

В живописи существуют следующие жанры - портрет, пейзаж, натюрморт и др. Мы все эти жанры уже пробовали рисовать.

- А теперь вспомним что такое натюрморт?

Натюрмо́рт (фр. nature morte - мертвая природа) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы неодушевленной природы. Эта картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т.д.

- Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой-либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни.
- А теперь подробнее поговорим о разновидностях натюрморта.

- Существуют разновидности натюрморта. Исходя из тех предметов, которые изображены на картине, различают следующие виды натюрморта: бытовой, рыбный (охотничий), фруктовый (овощной), суета сует, цветочный.

Бытовой
Изображение посуды, кухонной утвари, продуктов питания. Мы уже с вами его рисовали. И пример бытового натюрморта может быть эта картина: "Снедь московская. Хлебы".

Рыбный, охотничий
Начало положили голландцы, это была дань уважения морякам и рыболовам, а также охотникам – как простым людям, так и высшему сословию. Чаще сего такие рисунки заказывала буржуазия, чтобы показать свои богатства и умения.

И примерами такого вида натюрморта в истории изобразительного искусства может быть вот эти картины: "Битая дичь" и "Натюрморт с копченой рыбой".

Фруктовый, овощной
Больше всего можно встретить именно фруктовые натюрморты – яркие, сочные. Мы тоже с вами рисовали, такой вид натюрморта. И пример такого натюрморта: "Плоды".

Суета сует
Этот вид обычно объединяет в себе символы угасающей или ушедшей жизни – черепа, мертвых животных, увядшие цветы, фрукты и овощи, свечи, кресты, хлеб и вино как религиозные объекты. Каждый предмет был олицетворением религиозной символики. И пример такого натюрморта: картина "Ванитас"

Цветочный
Изображение растений, листьев, цветов в горшках, вазах. И пример такого натюрморта: "Цветы в деревянном вазоне". Изначально цветочный натюрморт был жанром голландских художников – торговля тюльпанами и живыми цветами была очень активна, но не все могли позволить купить себе достаточно дорогие цветы.

Правила построения натюрморта

- А сейчас давайте вспомним правила построения натюрморта.
- С чего мы начнем нашу работу?
- Первое наше правило. Все самые важнее и большие предметы мы рисуем по середине, так как это будет центр нашей картины!

- Мы намечаем на картинной плоскости общую форму предметов. Потом размещаем предметы в пространстве. (ближе - дальше)
- Второе правило! Чем ближе предмет, ниже его рисуем. Потом уточняем форму, прорабатываем детали предметов, смотрим пропорции предметов.

- В конце рисунка мы намечаем горизонтальную плоскость на чем стоят предметы. (линия должна быть выше чем сами предметы, иначе будет ощущение, что они на краю стоят, или летают над плоскостью)

- Но так как мы сегодня будем рисовать весенний натюрморт. То мы с вами поговорим и вспомним, какие бывают весенние цветы.
- И мы их будем вспоминать с помощью загадок. Посмотрим, отгадаете ли вы их.

Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (подснежник)

Самый первый и красивый,
Цвет бывает, как у сливы!
Розовый и белый тоже,
На сирень еще похожий!
Я вот отгадать не смог,
Что же это за цветок?! (гиацинт)

Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут… (тюльпаны)

Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветет он не пышно,
Звенит ли – не слышно. (ландыши)

Нет пока нигде травы,
На деревьях нет листвы.
Но на клумбе - фокус:
Распустился... (крокус)

- Молодцы, ребята! Вы знаете, какие цветут весной цветы.
- А теперь давайте повторим как рисуется цветок. Художник П. Кончаловский писал: "Цветок нельзя писать, так по себе, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое"

- Как мы начинаем рисовать цветы?
- Цветок мы рисуем, начиная с бутона с лепесточками. Потом стебель и листья, которые бывают разной формы.
- А теперь посмотрите на тюльпан. Опишите его. Из какие у него листики, стебелек, бутон?

- У цветов широкие листья, бутон состоит из 6 и более лепестков. Тюльпанов более 100 видов. Их издавна выращивают в садах персидских шахов и турецких султанов.
- Название получили от турецкого слова "тюрбан"- восточный головной убор, из-за его сходства с бутонами цветка.
- Форма бутона тюльпана напоминает овал. Его мы будем использовать в качестве основы цветка в рисунке?

- Когда мы нарисуем в карандаше наши тюльпаны, мы будем также раскрашивать их, делая цветовые переходы на листочках, прорабатывая их края, тем самым делая их реалистичными и живыми.
- А теперь перед тем как приступим к работе, послушайте легенду о желтом тюльпане.

- Есть легенда о желтом тюльпане. Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда-то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаньями не мог добраться до него, не было силы, которая бы открыла бутон.

Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребенком на руках, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него ближе. Мальчик же, увидев цветок, с громким смехом бросился к нему.

И, о чудо! В тот же миг бутон раскрылся сам собой! Ключиком, оказывается, был веселый, беззаботный и чистый смех ребенка. Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая легенда о прекрасном цветке. Поэтому цените свое время, оно бесценно и прекрасно.

- А теперь мы нарисуем этот натюрморт. (Демонстрация образца весеннего натюрморта, который будем рисовать)
- А сейчас мы приступаем к работе. Для этого нам понадобится лист бумаги А4, ластик, простой карандаш, акварельные или гуашевые краски, палитра, кисти, вода, на каждого обучающегося.

Практическая работа

- Во время работы я прошу вас быть аккуратными не совершать резких движений руками, чтобы не опрокинуть стоящую на столах воду, и не задеть сидящего рядом с вами соседа.
- Итак, приступаем к работе. Располагаем лист по вертикали.

- По центру намечаем карандашом общий силуэт нашей вазы, цветов, и груши. Сначала рисуем вазу, чуть ниже середины, чтобы разместить вверху букет, как самую важную часть нашего рисунка.

- Проводим вертикаль, отмечаем горизонтальными отрезками: верх, низ, самую узкую и широкую части вазы. Отрезки должны быть равными с левой и с правой стороны. Они образуют точки, по которым мы будем делать силуэт вазы. Далее придаем вазе объем с помощью эллипсов. Ваза нарисована.

- Следующее что мы рисуем - бутоны цветов, начиная с центрального цветка, и по бокам. Прорисовываем каждый отдельный лепесточек внутри бутона. Сначала рисуем передние листочки, а потом задние.

- Потом рисуем стебли, и листья, которые должны будут направлены во внутрь вазы. Листья тюльпанов будут широкие и длинные, изогнутые в разные стороны. Затем нарисуем возле вазы грушу, состоящую в основе формы из двух кругов: большого и маленького, соединенные плавной линией.

- В конце нарисуем горизонтальную линию за вазой, это плоскость на которой стоит наш натюрморт и намечаем собственную и падающую тень на вазе и груше.
- Рисунок весеннего натюрморта готов, осталось его только закрасить. Но перед тем, как его начнем раскрашивать красками, мы сделаем разминку. Повторяем за мной.

Физминутка

Повороты влево-вправо,
Это легкая забава
Нам известно всем давно
Там стена, а там окно. (повороты туловища вправо и влево)

Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать (приседания)

А теперь ходьба на месте
Это тоже интересно (ходьба на месте)
Отдых кончен наш, ребята,
Нам пора опять за парты. (дети садятся за парты)

- Начинаем писать. Создаем легкий слегка прозрачный фон красками. Мы берем хорошо намоченной широкой кистью желтый цвет и начинаем писать легкими и непринужденными мазками задний фон.

- Дальше закрашиваем цветы, стебли и листья. Сначала мы начинам раскрашивать лепесточки красными, сиреневыми, оранжевыми цветами, начиная с краев лепестков, оставив не закрашенным основание лепестков.

- Затем добавляем разбеленные красный, сиреневый и оранжевый цвета у основания цветков и размываем его ближе к середине лепесточков. Далее делаем еще больше акцентов. Рисуем прожилки на самих лепесточках по цвету. Все так же от основания они должны быть боле светлыми и более темными к концу лепесточков.

- Раскрашиваем светло-зеленой краской вокруг цветов всю листву. Потом прорисовываем листья и стебли темно- зеленым цветом, чтобы создать эффект объема и тени листочков.
- Закрашиваем голубым цветом вазу, оставив заранее место для бликов. Потом фиолетовым мы прорабатываем форму вазы- делаем собственную тень.

- Затем рисуем грушу. Закрасим желтым цветом световую часть предмета, а теневую - темно-оранжевым. Последнее, что мы закрашиваем это поверхность, на которой находится наш натюрморт, его мы сделаем светло-коричневым цветом.

- Завершающим штрихом для нашего весеннего натюрморта являются - тычинки, мы их темно-коричневым цветам. Все наш весенний натюрморт закончен!

Заключительный этап

- Все закончили работу. Давайте посмотрим на ваши работы. Какие они у нас получились?
- Каждый из вас нарисовал свой рисунок. Несмотря на то, что все мы делали с одного образа, у каждого рисунок получился по-разному.
- Как бы вы охарактеризовали свою работу? (Педагог оценивает работу детей. Отмечает лучшие работы, выделяет ошибки при выполнении заданий)

- Давайте подведем итоги.
- Что нового вы узнали? (дети отвечают на вопросы педагога)
- Что было интересно?

- О каких цветах мы сегодня говорили?
- Ребята мне хотелось бы спросить вас с каким настроением вы уходите с нашего занятия. Обратите внимание на нашу сказочную поляну.
- Посмотрите там изображена трава, солнышко, бабочки и, но в ней не хватает чего? (цветов - ваших улыбок)

- Я для вас приготовила вот такие замечательные цветы. Белые и красные.
- И если на занятия было все понятно, интересно, и вы уходите с хорошим настроением, подойдите и выберите тюльпан красного цвета, а кому что не было понятно на занятиях, то выберите тюльпан белого цвета.

- Это значит, что мы наследующем занятии закрепим, то что не было понятно. Посмотрите, какая получилась замечательная поляна.
- На этом занятие окончено. Всем спасибо за совместное творчество. Убираем свои рабочие места.
- До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!