Цель: выявить творческие способности детей в процессе написания пейзажа.
Задачи:
Целевая аудитория: школьники 11-15 лет.
Материалы и оборудование: наглядное пособие в виде поэтапного разбора пейзажа; простые и цветные карандаши, ластик, бумага А4, акварельные краски, кисточки из натурального волокна, вода и емкость для воды; работы учителя для примера.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем втором занятии. Сейчас посмотрим и обсудим ваше домашнее задание.
Учитель просматривает домашние работы учащихся, указывает на ошибки, если они есть, ставит бал, предоставляет учащимся возможность самостоятельно оценить работу товарищей.
- Вы все молодцы, я рада, что вы смогли справиться с заданием. Сегодня мы с вами поговорим о воздушной перспективе, о плановости в пейзаже, попробуем написать горный пейзаж акварелью.
- Кто-нибудь из вас знаком с понятием Плановость в живописи?
- Можете объяснить своими словами, что оно означает?
- Как думаете, для чего в работе важно соблюдать плановость?
Живописцы в своих работах стремятся создать иллюзию глубины, передать всю суть пространства, как бы пригласить зрителя в мир, присутствующий на картине. Еще в XVII веке академисты понимали, что, если писать все предметы на картине одинаково подробно, то произведение получается плоским. Да и в наблюдении за живой природой даже обычный человек способен заметить, что, чем удаленнее предмет от зрителя, тем он менее ярче в цвете.
И в последующем, чем дальше предмет, тем более локальней и прозрачней он становится для глаза. Это и называется плановостью – изображение предметов по законам воздушной перспективы. В пейзаже может быть несколько планов. Первый план называют ближним или передним, второй – средним, третий и последующие – дальними.
Учитель: Как вы думаете, какого цвета воздух? Правда ли он прозрачен?
- Так скажем, цвет воздуха может меняться в зависимости от солнечного цвета, времени года и погоды. В нем много поднявшейся пыли или тумана, которая становится более заметной при рассмотрении дальних предметов.
- В солнечную погоду удаленный план смотрится не только светлее, но и холоднее. Поэтому нам кажется, что цвет удаленого предмета меняется. На самом деле меняется цветовое восприятие воздуха. Это и есть воздушная перспектива – изменение свойств предмета с углублением в пространство.
Законы воздушной перспективы:
В пейзаже линейная и воздушная перспективы взаимодействуют друг с другом. Все предметы, по правилам линейной перспективы уменьшаются с приближением к горизонту и сходятся в одной точке.
Разберем еще одно понятие. Мы немного затронули эту тему на прошлом занятии, когда говорили о цвете. Кто может ответить, что такое цветовой круг? Зачем нужно правильно сочетать цвета? Назовите основные цвета.
Колорит – это прием правильного сочетания цветов. От него зависит собранность картины, ее цветовая цельность
- На рассвете в пейзаже преобладают одни краски, в туманную или дождливую погоду – другие. Так же живописец может создать собственное настроение, усиливая тот или иной цвет при написании картины.
- Колорит картины может быть теплым или холодным, насыщенным или приглушенным, контрастным или спокойным, темным или светлым. На последующих занятиях мы с вами напишем горные пейзажи с различным колоритом.
- Сейчас я покажу вам ряд своих работ по этой теме, а после попробуем с вами написать что-то свое.
- Что вы думаете об этой работе?
- Какие чувства она у вас вызывает?
- Какое время суток и погоду вы наблюдаете?
- Теперь подготовим свое рабочее место и приступим непосредственно к своей картине. Внимательно посмотрите на наглядное пособие. Попытаемся повторить цветовое решение и расположение предметов на пейзаже.
- Хочу показать вам несколько своих работ для ознакомления.
- Рассмотрим их. Что можете сказать об этих работах? Какие эмоции они у вас вызывают?
- Для начала сделаем разметку карандашом. Теперь определимся с планами, выделим главное. Можем уточнять предметы цветом. Не забывайте о плановости.
Тема занятия предусматривает три занятия. Первое – вводное, включает в себя пробную работу. Последующие занятия – практические, направленны на применение полученных знаний.