Применение материала для 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «живопись» по учебному предмету "Композиция станковая"
Цель: помощь в формировании мировоззрения ребенка, построении композиции, воспитание художественно-образного мышления, вкуса, восприятия красоты природы, человеческих отношений в искусстве; воспитание у ребенка умения воплощать свои замыслы в художественные формы путем простых законов композиции.
Задачи: развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволяют учащимся вести самостоятельную работу над станковой композицией.
Актуальность: разнообразные формы и содержание заданий по композиции направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Задача преподавателя сохранить качества, характерные для детей, свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональность эстетического отношения к цвету, к ритму, увлеченность процессом изображения.
Композиция (compositio — лат.) в переводе буквально означает со-расположение. Мы под этим термином понимаем сочинение вообще, упорядоченное соединение элементов. Художники, страстно бьющиеся над своим очередным шедевром, в сотый раз изменяя цвет и форму, добиваясь совершенства работы, иногда с удивлением обнаруживают, что их палитра, где они просто смешивали краски, оказывается тем самым сверкающим абстрактным полотном, которое без всякого предметного содержания несет красоту.
Независимо от конкретных художественных задач, жанров, манер, образов, нравственных посылок, художник при создании композиции использует всего несколько формальных приемов. Бесконечно широкий диапазон конкретных результатов обеспечивают те средства, те инструменты композиции, которые, оставаясь формальными, являются уже носителями эстетических категорий, отвечают нашему чувственному восприятию мира.
Это и ритм, и контраст, и цвет, и чувство пропорции, и другие проявления нашего осознания порядка в природе.
Итак, 5 главных законов композиции:
1 Формат.
2. Подчиненность второстепенного главному, зрительный центр.
3. Взаимосвязь и целостность.
4. Ритм, движение.
5. Уравновешенность.
1. Формат. Отдать предпочтение какому-либо из средств композиции, принять их неравнозначность совершенно невозможно, поэтому в последовательности их рассмотрения — чистая случайность. Правда, одно из средств можно по порядку поставить первым. Композиция, как правило, начинается с выбора определенного формата — вот это и будет первым средством композиции.
Формат, если он задан заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают как бы зародыш композиционной идеи. Кроме прямоугольного, формат может быть овальным, круглым, многоугольным и вообще любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи.
2. Главное (зрительный центр), второстепенное. Рассмотрим два варианта рисунка кружков.
В первом варианте мы видим абсолютно одинаковые круги, ничем не отличающиеся один от другого - это скучно, не интересно, взгляд “мечется”, рябь перед глазами, перечисление, в этом рисунке мы сможем только посчитать все круги, другого интереса к рисунку нет.
Во втором варианте круги разной величины, взгляд сразу выделяет предмет более крупный, он же главный и подчиняющиеся ему более мелкие кружки, имеющие второстепенное значение.
1 вариант - не правильно, 1 вариант - правильно.
Главное или зрительный центр не обязательно может быть более крупным, он может быть и самым маленьким предметом, но он должен выделялся от остальных кружков, например: а) тоном, б) контрастным цветом, в) фактурой, г) детальной прорисовкой.
3. Взаимосвязь и целостность.
Рассмотрим так же на примере с кружками.
В первом варианте все круги находятся на одинаковом расстоянии, друг от друга, взаимосвязи предметов в рисунке нет, предметы находятся в одной плоскости, нет пространства, не целостности рисунка.
Во втором варианте, предметы взаимосвязаны между собой. Масштаб и пропорция являются средствами передачи перспективы - уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства. Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как основной признак композиции.
Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущение сложнее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимосвязь зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства.
Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Целостность - внутреннее единство композиции.
1 вариант - не верно, 1 вариант - верно
4. Ритм, движение.
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Важнейший признак ритма - повторение элементов и интервалов между ними.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов и величин.
Рассмотри примеры рисунков. На первом варианте расположение горы, реки вдоль линии листа. Деревья одинаковые по размеру и нарисованы четко вертикально, таким образом получается клетка. Нужно избегать подобных расположений. 1 вариант не верен.
2 вариант рисунка. Ритм присутствует в величинах: деревья, горы. Линия земли хотя и параллельна листу, но земли очевидно больше. Ритм всегда подразумевает движение.
Движение в данном рисунке - река. 2 вариант верен. Желаемое впечатление от предмета можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным и прочувствованным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом.
Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат.
5. Уравновешенность.
Уравновешенность — основа гармонии в произведении. Рассмотрим два варианта рисунка. Предположим, что нам нужно нарисовать море. С точки зрения композиции - сложно, т.к. ритм, движение не передать в данном случае, главное, второстепенное... Одним словом, все скучно не интересно, однообразно, взгляду не за что “зацепиться” - это 1 вариант.
2 вариант. Как можно выйти из положения.
а) Решаем для себя, чего больше будет в рисунке - моря или воздуха? Допустим моря больше, уже интересно, картинка заиграла! Что мы еще можем сделать?
б) Нарисуем облачко. Хорошо, но картина не уравновешена.
Сторона рисунка где облако перевешивает, нужен противовес с обратной стороны - рисуем парусник. Таким образом картина уравновешена.
Основная черта симметричной композиции — равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы — стремлению к устойчивости.
Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.
Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие.
Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.
Возвращаясь к композиции, отметим, что художник волен работать в любой форме, но должен быть мастером — в гармонии элементов, колорите, выразительности идеи произведения, во множестве частных задач картины, которые поднимают работу до высот художественного произведения.
Работа с композицией следует логике построения, изменяется по ходу дела, уточняется - композиция живет и движется. И только поставив последнюю точку, мастер убеждается, что композиция завершена в соответствии с его замыслом.
Илья Ефимович Репин так описал процесс создания творческой композиции: вот работа подходит к концу, осталась какая-нибудь мелочь, не сгармонированная с общим, тронешь ее - это требует пары мазков в другом месте, опять композиция требует согласования, так и трогаешь картину то там, то сям и переписываешь постепенно все заново.
Пикассо вполне серьезно говорил, что почти никогда он в начале работы не знает, как закончит произведение.
Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в главных законах композиции: целостности, уравновешенности, ритме, движении и подчиненности второстепенного главному.
Список литературы