Класс: 4.
Цель урока: выполнение графического листа на тему "Пейзаж" (деревенский или городской).
Задачи:
Оборудование:
Оформление доски
Проверка готовности обучающихся к уроку, проверка присутствующих. Настрой на активность и сознательное усвоение материала.
Преподаватель: Ребята, собираемся с мыслями, еще раз проверяем свою готовность к уроку, посмотрите наличие материалов и инструментов. (Ученики проверяют наличие всех инструментов и материалов необходимых к уроку)
Преподаватель: Сегодня мы с вами познакомимся с выразительными средствами композиции в пейзаже, а также повторим те, которые уже использовали ранее в работах.
- Некоторые из средств вы уже использовали (плановость, выделение композиционного центра, ритм), еще поговорим о масштабе, соразмерности, пространстве, линии, пятне и так далее.
- Обсудим вопросы по их применению в композиции пейзажа и вообще композицию пейзажа в целом.
Преподаватель: Для начала давайте пройдемся по выразительным средствам которые нам будут необходимы в работе над пейзажными зарисовками.
- Некоторые из них вы уже знаете, такие как ритм в композиции, выделение композиционного центра и тональные, линейные зарисовки. (от линии, от пятна)
Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности
- Мы можем чередовать по тону, по размеру, по форме, так как выполняем графические зарисовки.
- Также используем выделение композиционного центра. Каким образом мы можем выделить композиционный центр в наших зарисовках?
Ученики перечисляют способы выделения композиционного центра применимые к графическим зарисовкам.
Преподаватель: Да, верно. Мы можем выделять тоном, размером, формой, цвет нам пока не подойдет, опять же потому что мы работаем в тоне.
Над линейными и тональными зарисовками мы с вами работаем постоянно, тут вам должно быть понятно, в линейной зарисовке мы используем линию, в тональной подключаем тон. Для простоты работы в тоне мы можем использовать мягкие графические материалы.
Также в работу мы подключаем плановость и соответственно пространство. Мы должны постараться максимально отойти от плоскостного решения и внедрить в свои зарисовки хотя бы 2-3 плана. Так как мы ранее знакомились с перспективной, то можно использовать плановость с учетом перспективы.
При выполнении этих моментов у вас не возникнет вопросов с заполнением формата. При работе с планами учитываем тональные отношения, тут уже подключается воздушная перспектива, когда ближние предметы более прорисованы и насыщены по тону относительно дальних, это как раз создает в работе ощущение пространства.
Если мы внедряем фигуру человека, в зарисовках нам не нужно ее полностью прорисовывать, достаточно силуэтного решения. Важен такой момент: при изображении какого-либо фрагмента городских мотивов или деревенских у вас должна быть соразмерность между предметами, например, если есть люди и машины, то они должны быть соразмерны относительно здания, соблюдение такого момента даст вам больше ощущения реалистичности в вашей композиции.
Выполнять зарисовки будем по наглядным материалам урока, так как вида из окна не достаточно (не самый подходящий). Стоит обратить внимание на составление композиции в формате, мы не просто срисовываем с образцов, а берем за основу определенные подходящие нам элементы или композиционную схему. В идеальных условиях такая работа выполняется на пленэре.
По включению фигуры человека и тональному равновесию есть хороший пример зарисовки, давайте посмотрим:
По этой зарисовке можно хорошо отследить, как светлое по тону и большое пятно здания уравновешено маленькой темной фигурой человека, обратите внимание на то, что фигура решена силуэтом.
По технической составляющей: линейные зарисовки можно выполнять простым карандашом и менять лишь нажатие на карандаш. (предметы первого плана выполняются яркой линией, предметы дальнего плана выполняются линией тоньше)
В тоне тот же принцип (ближние предметы набраны по тону плотней, чем предметы дальнего плана). Если у вас остались вопросы, спрашивайте, разберем еще раз.
Преподаватель: Формат зарисовок берем А5. Так же по формату, определяемся, вертикальный или горизонтальный. Карандаш желательно по мягче.
- Вместе со мной пробуем первые 2-3 зарисовки, по ходу их выполнения попробуем дополнить вашими идеями. Работаем с натуры (вид из окна). При составлении композиции мы опираемся на натурные виды, можем менять местами элементы пейзажа в угоду зарисовкам.
Вместе с учениками рисуем 1-2 линейные зарисовки, затем тональные зарисовки так – же 1-2 штуки.
Ученики самостоятельно опираясь на наглядные пособия и рисунки преподавателя рисуют пейзажные зарисовки, минимум одна тональная и одна линейная зарисовка.
Преподаватель осуществляет контроль выполнения задания, подсказывает в затруднительных моментах, ведет индивидуальную работу с учениками, рисует параллельно с учениками.
Проводим просмотр выполненных работ, подводим итоги, обсуждаем работы, анализируем.
Преподаватель: Раскладывайте работы, сейчас посмотрим, что у вас получилось и сразу обсудим. (Ученики раскладывают выполненные работы, вместе с преподавателем обсуждают и анализируют рисунки)
Информация о домашнем задании
Выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем.
Оценивание обучающихся.
Преподаватель: Сегодня мы с вами хорошо по работали, вы молодцы, будем стараться в дальнейшем только улучшать наши навыки и стремиться к большим результатам.
- Благодарю за урок.