Методическая разработка по изобразительному искусству "Новогодняя открытка "Собака – символ года 2018"

Для детей 9 - 14 лет.

Цель занятия: создать праздничные открытки с изображением символа нового 2018 года – собачки.

Участники
1. Ученики третьего года обучения в возрасте девяти - десяти лет, обучающиеся в творческом объединении "Юный художник".
2. Ученики третьего года обучения в возрасте десяти - четырнадцати лет, обучающиеся в творческом объединении "Мечты в красках".

Задачи занятия

Образовательные:

  • Формирование понятийных связей – образ, настроение, изображение.
  • Изучение приемов стилизации.
  • Демонстрация приобретенных навыков рисования.

Развивающие:

  • Активизация познавательных интересов и наблюдательности.
  • Активизация мыслительной деятельности.
  • Приобщение к мировой художественной культуре через знакомство с творчеством русских художников.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим.
  • Воспитание чувства цвета и формы.
  • Создание ситуации успеха, доступной каждому участнику занятия.

Формы и методы проведения: на занятиях использованы метод беседы, метод игры, метод практической работы, метод обсуждения.

Оборудование: на занятии использовался телевизионный экран, позволивший показать красочные фотографии различных пород собак, иллюстрации художника Васнецова. Видеофильм о собаках и музыкальное сопровождение (песни о собаках, собачий вальс и другие).
Работа выполняется на формате А-3, техника исполнения – цветные карандаши, с последующей проработкой гелиевой ручкой, фломастеры и простые карандаши.

Материал для учеников:
На занятии используется техника графического рисования сухими материалами, применяются фломастеры, бумага формата А-3, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, цветные ленты.

Наглядные пособия: плакат "Цветовой круг", фотографии различных пород собак, а также материалы из интернет ресурсов,
телевизионный экран, мольберты, демонстрационная доска, столы, стулья. На занятии использовалось музыкальное сопровождение и сладкие призы в конце подведения итогов занятия.

План проведения занятия

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Время

Примечание

Этап I

Организационный момент: подготовка материалов

 

Педагог Петрова Н.Ю.

Назвать тему занятия, задать наводящие вопросы, показать фотографии на экране.

Ученики занимают рабочие места, приготавливают материалы для работы, просматривают фотоматериалы и отвечают на вопросы.

 

 

2 мин.

 

 

3 мин.

 

 

 

Все материалы приготовлены заранее.

Этап II

Практическая часть

1. Беседа и рассказы о подвигах собак.

 

2. Рисуем собаку

Объяснить для чего выполняется данное задание, где его можно будет применить.

1. ученики рассказывают истории о собаках.

 

2. Рисуют.

 

10 мин.

 

 

30 мин.

Проводит педагог Александрова А. М.

 

Проводит педагог Петрова Н. Ю.

 

 

Переменка (отдых)

 

Этап III

 

Объяснение темы:

Декорируем и стилизуем изображение

 

 

Звучит музыка для отдыха

 

2. Знакомит с приёмами стилизации

на примере работ художника Васнецова (книжная графика)

 

Объяснить принцип  стилизации и последовательность декорирования дан- ной работы.

 

Игра: Имея рисунок головы собаки, определить породу и дорисовать. (2 команды)

 

Слушают, отвечают на вопросы.

 

10 мин.

 

 

 

 

15 мин.

 

Александрова А.М.

Петрова Н.Ю.

 

 

 

Петрова Н.Ю.

Обучение

осуществляется при активном использовании телевизионного экрана.

Этап IV

Практическая часть

 

 

Индивидуальная работа

          

Рисуют

Простым карандашом

30 мин.

Петрова Н.Ю.

 

 

                           

Переменка-игра

 

V Завершающий этап

 

Дорисовываем, применяя фломастеры

Заинтересовывают игрой.

 

Напоминает графи-

ческие приёмы при

использовании фло-

мастеров.

Игра «Пословицы и крылатые выражения о собаках

 

Слушают

рисуют

5 мин.

 

 

5 мин.

20 мин.

Петрова Н.Ю.

 

 

Петрова Н.Ю.                      

VI

Подведение итогов

Оформляют выставку работ, анализируют результат, награждают детей сладкими призами.

фотографируются

10 мин.

 

10 мин.

Родители принимают активное участие.

Описание хода занятия (Петрова Н.Ю.)

Занятие - интегрированное и самой тематикой разделяется на два задания. Это задание нарисовать собаку и стилизовать ее для декоративной новогодней открытки. Тематика занятия своевременна и актуальна, так как приближается новый год, и нарисованные рисунки не только станут сувенирами для близких и родных, но и могут принять участие в городском конкурсе открыток на "Рождественском фестивале".

Тема занятия – новогодняя открытка с изображением символа года. Символом 2018 года является собака. Что мы знаем о собаках? Ее основное и ценнейшее качество характера – это верность своему хозяину. С древнейших времен собака преданно служила человеку. О каких подвигах собак вы можете рассказать? (Ученики рассказывают о собаках – санитарах в годы Великой Отечественной войны, о служебных собаках пограничниках и пожарниках и другие истории).

Эти рассказы являются подготовительной работой по сбору материала к занятию и являются домашним заданием. Уместно также вспомнить о памятниках, посвященных собакам и о том за что эти памятники устанавливались.

Вывод: собаки достойны того, чтобы мы научились их красиво рисовать. Так давайте сделаем это. И так, учимся рисовать собаку.

Практическая часть занятия (Александрова А.М.)

1. Вначале нужно нарисовать основные контуры собаки
Рисунок собаки делайте на весь лист бумаги, вам легче будет рисовать мелкие детали, и крупная картинка всегда выглядит эффектнее, чем мелкая. В первую очередь рисуем туловище и голову, причем та, которая будет головой собаки, чуточку меньше в диаметре.

2. На рисунке появляется общий контур собаки.
Нарисовать разметку сустава для лап. Соедините линиями, в точности как на моем рисунке, лапы и соедините овал туловища и головы собаки. Все эти фигуры рисовать несложно, но очень важно их точно расположить. От этого будут зависеть в дальнейшем пропорции собаки, да и весь рисунок в целом. Проверьте еще раз точное расположение этих контуров и перейдем к следующему шагу.

На этом шаге вам нужно нарисовать только общий контур туловища, лап и головы собаки. Может это и несложно сделать, но будьте предельно внимательными. От этого контура будет зависеть, как будет выглядеть весь рисунок собаки. Можете рисовать этот контур несколько раз, удаляя неточные линии. Начните обводить контур от
головы и далее по спине до лап.

3. На рисунке собаки появляются уши, нос, глаза и хвост.
Нарисуйте нос собаки. От него проведите небольшую черточку и нарисуйте
извилистые линии рта (пасти) собаки. Соедините эти линии еще одной линией для подбородка. Уши и хвост собаки я думаю, вы нарисуете сами.

4. Заключительный шаг рисунка.
Последний этап любого рисунка самый легкий и интересный. На этом этапе собака уже будет на картинке "в полной красе". Совсем несложно слегка подправить рисунок, подчеркнув резкими штрихами карандаша собачью шерсть. Выберите сами нужный цвет окраса и раскрасьте цветными карандашами или акварелью.

Переменка (Петрова Н. Ю., Александрова А.М.)
Перемена служит и отдыхом – игрой и закрепляющим изученную тему заданием. Кабинет проветривается, все выходят в коридор. Ученики получают задание – дорисовать собаку. На формате А1 нарисована только голова собаки, требуется определить породу собаки и правильно ее дорисовать.

Присутствуют два коллектива, поэтому имеем две команды, кто быстрее и правильнее выполнит задание, та команда и становится победителем игры. Родители подсказывают, "болеют". Ребята располагаются прямо на полу и задание выполняют мелками. Ну конечно, обе команды постарались и очень красиво все нарисовали, ведь за них "болели" родители! Обе команды получают награду – миниатюрные шоколадки с изображением собак.

Продолжаем занятие (Петрова Н.Ю.)

Как объяснить детям необходимость стилизации изображения, если ты рисуешь открытку? Лучше всего это сделать на наглядном примере и показать это не на примере собаки, а например, на примере зайца, или какого – либо другого животного. Почему? Пример с собакой может быть срисован в дальнейшем учениками, а это не желательно. На телеэкране показана фотография зайца, рисунок Дюрера "Кролик" и рисунок художника Васнецова (иллюстрация детской сказки).

Ученикам задается вопрос: "Какое изображение более всего подходит для открытки, если бы мы посветили ее зайцу? Ученики безошибочно определяют последнее изображение. Остается сформулировать отличительные особенности этого изображения и тогда, мы поймем, как нам стилизовать нашу собачку, чтобы она соответствовала заданию, а именно – новогодней, праздничной открытке.

Фотографии и рисунки животныхФотографии и рисунки животных

Ученики тренируются четко сформулировать свою мысль и дать подходящее определение. В результате словесных поисков, мы сообща определили, что на рисунке Васнецова животные похожи на людей, ярко одеты, очень смешны и забавны и декорированы различными элементами (бантиками, узорами, кружевом и прочим).

Отсюда вывод: Открытка должна быть веселой, яркой и очень красивой (декоративной). А собаку мы можем одеть как человека, окружить различными праздничными аксессуарами и ярко раскрасить. Я предлагаю посмотреть еще различные рисунки Васнецова и коротко познакомиться с его творчеством.

Рисунки Юрия ВаснецоваРисунки Юрия Васнецова

Знаменитое родство Фамилия Васнецова на слуху у любого жителя страны благодаря не только Юрию. Его дальними родственниками были знаменитые русские художники братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, а также русский фольклорист Александр Васнецов. Однако Юрий Алексеевич никогда не кичился знаменитыми родственниками. Награды и премии После войны художник получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1966 году Юрий Васнецов получает звание Народного художника РСФСР.

В начале семидесятых художник иллюстрирует два сборника русских народных сказок. Они носят название "Радуга-дуга" и "Ладушки". В этом же году по его иллюстрациям сняли мультипликационный фильм "Терем-теремок", который можно смело отнести к шедеврам советской мультипликации. За эти работы художнику была присуждена Государственная премия Советского Союза.

Юрий Васнецов с детьми

Очень красочны и красивы иллюстрации Ю. Васнецова, но для того, чтобы ученики не подражали этому художнику, следует показать как можно больше примеров самых разнообразных стилизованных рисунков, что поможет выбрать свой способ стилизованного изображения. (образцы рисунков прилагаются в приложении). Теперь, когда ученики достаточно хорошо осмыслили свою задачу, приступаем к ее воплощению.

Практическая часть занятия
Открытку рисуем на формате А3 свернутым пополам, как обычную двойную открытку. Рисунок выполняется простым карандашом. По ходу рисования осуществляется индивидуальная работа по мере необходимости. На экране в это время - музыкальная видео презентация "песни о собаках".

Переменка – игра
Короткая перемена – игра, проходит очень весело под музыку собачьего вальса. Соревнуются дети и их родители, чья команда назовет больше всех пословиц, поговорок и крылатых выражений о собаках. Звучат такие поговорки, как "Собака лает, караван – идет". "Маленькая собачка – до старости щенок". "Как собаке пятая нога" и другие. Предлогается немного подвигаться, потанцевать.

Продолжаем занятие (Петрова Н.Ю.)
Рисунок нарисован простым карандашом, пора поговорить о цвете и о приемах графического изображения, ведь открытка выполняется сухими материалами, цветными карандашами, фломастерами и гелиевыми ручками.

Все перечисленные материалы используют для графических работ. Ученики уже знакомились с графическими знаками ранее, необходимо напомнить, на что способен фломастер и гелиевая ручка и чего от этих материалов не добиться в качественном исполнении. Предлагается вспомнить графические знаки. (Задается вопрос ученикам).

Сообща мы вспоминаем, что этими материалами можно рисовать различные линии, пятно и точки, ровно закрасить большие пространства невозможно, да и не нужно этого делать. Доказательства рассматриваем на примерах книжной графики, так как открытка относится именно к этому жанру искусства (используется телевизионный экран).

Новогодняя открытка: Собака - символ 2018 годаНовогодняя открытка: Собака - символ 2018 года

Рисунок приобретет законченный и нарядный вид, если в рисунок добавить "кружевные узоры", нарисованные фломастерами и гелиевыми ручками. Дети любят подобный вид работы и с удовольствием продолжают работу.

На завершающем этапе работы решается вопрос оформления рисунка под открытку. Формат А3 можно согнуть пополам и попросить детей пофантазировать, как оформить первую страничку открытки. Можно вырезать окошечко так, чтобы в него была видна голова собаки. Можно вырезать силуэт елки, можно вырезать елочную игрушку – шарик, а можно ничего не вырезать, а просто нарисовать что-то веселое и новогоднее. Все эти предложения поступили от детей. Осталось осуществить задуманное.

После окончания работы все открытки выставляются на выставочной доске и обсуждаются вместе с обучающимися. В каждой работе всегда можно найти удачные моменты. Делая акцент на этих удачах, воспитывается вкус обучающегося, дети учатся друг у друга, перенимая опыт и умения друг друга, повышается самооценка авторов удачных работ, появляется здоровый дух соревновательности. Все это повышает качество обучения.

Дети фотографируются и получают сладкие призы. Занятие приобретает праздничный характер, дети не только с пользой провели время, но и провели незабываемые счастливые минуты созидательного труда.

Родители написали замечательные отзывы об открытом занятии, со словами благодарности в адрес педагогов.

Выводы:
Запланированный или ожидаемый результат на 100% совпал с полученным результатом. Занятие, по оценке обучающихся, было интересным и продуктивным. Занятие стало интересным событием в жизни детей, родителей, и педагогов.

Ожидаемый результат – достигнутый результат:

  • Обучающиеся нарисовали красивые праздничные открытки, которые они подарят своим близким, или примут участие в городском конкурсе.
  • Познакомились с творчеством замечательного русского художника Юрия Алексеевича Васнецова, тем самым продолжили знакомство с историей искусства.
  • Повысили мастерство в области графического рисунка.
  • Научились рисовать собаку. Узнали много нового об этом замечательном животном.
  • Повысили собственную самооценку.
  • Порадовали своих родителей.
  • Познакомились с ребятами из другого объединения, приобрели новых друзей.
  • Интересно, увлекательно и с пользой для себя провели время.
Автор: Петрова Н. Ю., Александрова А. М., педагоги дополнительного образования по изобразительному искусству ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!