Конспект занятия для студии вокального мастерства "Феерия" по теме: "Динамические оттенки как средство выразительности в вокальном произведении" для детей 2 года обучения в возрасте 6-12 лет.
Цель: применение и отработка динамических приёмов и акцентов в изучаемых произведениях.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Тип занятия: закрепление знаний и умений.
Методы обучения: информационный, практико-ориентированный, проблемный.
Оборудование: магнитофон, усилитель, акустические колонки, микрофоны, компьютер, проектор.
Ход занятия
Организационный этап
Дети выстраиваются на сцене в шахматном порядке.
Педагог: Давайте настроимся на плодотворную работу и начнём занятие.
Целеполагание и мотивация
Педагог: Сейчас я исполню 2 варианта одного и того же фрагмента песни. Выберите лучший вариант и определите, чем они отличаются.
Педагог исполняет 2 варианта одного и того же фрагмента песни (первый – без использования динамических оттенков, второй- с выразительным исполнением).
Дети отвечают на вопросы.
Тема нашего занятия… (динамические оттенки).
Педагог: Сегодня мы будем работать над песнями "Мама", "Русские красавицы", "Нас миллионы". Чего мы будем добиваться? Дети формулируют цель занятия, педагог корректирует. (Применять и отрабатывать динамические приёмы и акцентов в песнях).
Основная часть
Педагог: Что такое динамика? (изменение громкости звука). Как может изменяться громкость звука? (ответы детей). Скажите, как называется термин, обозначающий громкий яркий звук? (форте). Скажите, как называется термин, обозначающий тихий мягкий звук? (пиано).
Педагог: Мы переходим к выполнению вокально- тренировочных упражнений, они будут включать в себя дыхательную гимнастику, работу над звукообразованием и динамикой.
Упражнения и распевание
Исполнение и анализ песни "Мама"
Педагог: Мы распелись и можем перейти к работе над репертуаром.
Ансамбль исполняет песню "Мама".
Педагог: Каковы особенности динамики при исполнении этой песни? (припев делится на две части: тихую и громкую, на 2 куплете ансамбль вступает на средней громкости, после стихотворения ансамбль вступает мягко, на пиано).
- Какие ошибки в динамике вы допустили при исполнении песни? (ответы детей).
- Теперь мы устраним допущенные ошибки.
Ансамбль исполняет песню "Мама" повторно.
Педагог: удалось ли исправить ошибки? (ответы детей).
Физминутка
Педагог включает видеозапись. Дети выполняют движения, указанные в словах песни.
Работа над песней "Русские красавицы"
Педагог: Переходим к работе над песней "Русские красавицы". Предлагаю посмотреть и проанализировать запись с исполнением этой песни на прошлом занятии. Какие ошибки в динамике вы допустили при исполнении песни?
Дети просматривают видеозапись, анализируют исполнение песни. Педагог дополняет ответы детей. Отработка отдельных фрагментов.
Педагог: исполняем песню, постараемся устранить допущенные ошибки.
Ансамбль исполняет песню "Русские красавицы" повторно.
Педагог: удалось ли исправить ошибки? (ответы детей).
Распределение динамических оттенков в песне "Нас миллионы"
Педагог: Переходим к работе над песней "Нас миллионы". Предлагаю посмотреть видеозапись оригинального исполнения песни и обратить внимание на распределение динамики между куплетом и припевом.
Дети просматривают видеозапись, анализируют особенности динамики (сопоставление яркого припева и менее громкого, но чёткого куплета; контрастный финал). Педагог дополняет ответы детей.
Педагог: исполняем песню с построением динамики.
Ансамбль исполняет песню "Нас миллионы".
Педагог: удалось ли нам выстроить динамику? Какие ошибки были допущены? Над чем нужно поработать на следующем занятии? (ответы детей).
Подведение итогов
Педагог: Какую цель мы поставили перед собой в начале занятия? (ответы детей). Получилось ли у нас достичь цель? (рассуждения детей). Над чем нужно поработать на следующем занятии? Над чем нужно поработать самостоятельно? (ответы детей).
Педагог выражает своё мнение о достижении поставленной цели и дальнейшей работе над произведениями.
Рефлексия
Педагог: Предлагаю каждому оценить свою работу на занятии ("класс" вверх - высокий уровень, "класс" влево - средний уровень, "класс" вниз - низкий уровень).
Педагог выражает свое мнение о работе каждого обучающегося на занятии.
Педагог: вы – вокальный ансамбль, единое целое, и от каждого зависит общий результат. Предлагаю вам оценить работу всего ансамбля на сегодняшнем занятии. Можно показать одновременно, но зафиксировать, чтобы я могла успеть посмотреть на каждого.
Педагог высказывает свое мнение о деятельности ансамбля на занятии.