Методическая работа "Работа над произведениями А. Бабаджаняна"

Методическая работа «Работа над произведениями современного композитора в средних классах музыкальной школы на примере «Мелодии» А. Бабаджаняна».

Разыгрывание пьесы начинается с исполнения её педагогом и последующего рассказа о характере музыки. Выразительной восточной мелодии, красоты гармонии (использование в миноре мажорной субдоминанты; 2 низкой ступени, 7 низкой ступени).

В данной пьесе хорошо напомнить ученику (сыграть или напеть) восточные темы в «Руслане и Людмиле» Глинки, восточные акты «Князя Игоря» Бородина, темы из «Шахерезады» Римского-Корсакового и т. д.

Так же можно напеть или сыграть «Мелодии» С. Рахманинова и показать её влияние на широкое дыхание, плавное постепенное движение мелодии и неспешное развитие музыкальной мысли.

Место «Мелодии» А. Бабаджаняна в учебной программе ДМШ по классу фортепиано

Мелодия рекомендована для разучивания в 4 классе ДМШ, но для маленькой хрупкой руки она может быть недоступна. Ученик должен уверенно брать октавы с заполнением. Но если ученик будет увлечен красотами этой музыки, педагог вызовет желание ее разучить – то технические трудности будут преодолены (где-то с минимальными упрощениями).

Особенности и трудности в разыгрывании пьесы

Для успешного разучивания пьесы надо начинать его с разбора партии каждой руки отдельно. Постепенно педагог может подключаться с исполнением в ансамбле партии второй руки. Это поможет ученику увереннее ориентироваться в ритме, фактуре пьесы, ускорит запоминание целостного звучания музыки.

С первых минут разучивания необходимо очень внимательно выполнять указания аппликатуры. При этом можно предложить ученику самому объяснить расстановку данной аппликатуры. Нельзя разрешать играть стучащим резким звуком, акцентируя внимание на характере данной музыки.

При разучивании мелодии следует обратить внимание на фразировку:

  1. Фраза строится двумя тактами со стремлением к половинной ноте. Можно предложить напеть мелодию вокализом или даже попробовать сочинить подходящие слова.
  2. Следует напомнить ученику уже знакомое ему исполнение одних восьмых нот с опорой на первый звук.
  3. В средней части пьесы трудности представляют:

а) исполнение аккордов с выделением верхнего голоса. Для этого можно предложить исполнить партию правой руки двумя руками: правой верхний голос аккорда (мелодию), а левой аккордовое заполнение. Возникшее слуховое впечатление позволяет в дальнейшем перераспределить вес руки к пятому пальцу.
б) при разучивании октав можно вначале играть их без аккордового заполнения с опорой на 5-4 пальцев.

При разучивании партии левой руки (сопровождение) трудности представляют:

  • Максимальное legato-tenuto (особенности при смене гармонии). Этому помогает правильная аппликатура и слуховой контроль
  • Когда ученик уверенно играет партию сопровождения, слышит ее скрытую мелодику - можно учить педализировать. Педаль редактором поставлена правильно и подробно, преподавателю остается только контролировать глубину нажатия ее.

Последовательность в разучивании пьесы

Следующий этап разучивания соединение партий правой – левой рук. Трудность в том, что партия левой руки не просто сопровождение, а полифоническое дополнение мелодии. Ученику надо постепенно удерживать внимание на движении мелодии обеих рук (педагог иногда может подпевать мелодию левой руки). Следует учить ребенка чутко вслушиваться в красочные гармонии, образующиеся хроматизмами сопровождения.

Мне кажется динамические оттенки проставленные в нотах, нуждаются в корректировке. Нюанс F-F-F из области недостижимого. Досигнуть кульминации можно не одним крещендо (как указано) от # до FFF, а несколькими динамическими нарастаниями (по два такта), а аккорд FFF, взять с небольшой оттяжкой центр кульминации.

Можно будет обсудить с учеником динамические оттенки, натолкнуть его на мысль о динамическом развитии, как каждой фразы отдельно так и всей части в целом. Что касается темповых изменений: acelerando с последующим ritenuto – их использование не представляет для исполнения.

По поводу исполнения милизмов, до сих пор ученик встречался с мордентом у композиторов классиков, где М исполняется быстрым изящным звуком. Здесь же мордент очень певуч, приближается к триоли (так же певуч и форшлаг).

Для выбора правильного ощущения темпа движения музыки я предлагаю ученику представить, что он идет не спеша, наслаждаясь окружающим пейзажем. Затем его взору представляется величественный вид кавказских гор, кавказских гор озаренных солнцем – захватывающая дух красота!

Реприза – воспоминание о прогулке, где красивая мелодия постепенно затихает вдали. Характер звукоизвлечения: говорящий в восьмых, певуче-глубокий в половинных. Характер исполнения мелодии немного импровизационный , свободный.

Заключение

«Мелодии» А. Бабаджаняна очень полезна, как для развития ученика-пианиста, так и ученика –музыканта. Пьеса расширяет музыкальный кругозор, развивает пианистические навыки, знакомит с новыми, красочными средствами музыкальной выразительности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Очень грамотная методическая разработка. Хотелось бы посмотреть видеоурок такого занятия. Педагог использует прогрессивные методы обучения игры на фортепиано, при этом придерживается в работе целостности, образности, техничнской грамотности. Мне понравилось, что в основе занятия такое глубоко-содержательное по своим техническим и художественным средствам произведение.  Доступно, интересно, увлекательно.
Добавить комментарий