Содержание
1. Введение
2. Исполнительские задачи концертмейстера
3. Специфика работы концертмейстера с вокалистами в классе и на концертной эстраде
4. Заключение
Введение
Мой концертмейстерский стаж 45 лет. За эти годы я работала в классе духовых (медные, деревянные) инструментов, в классе народных (домбра и балалайка) инструментов, в классе струнных (скрипка, виолончель) инструментов. Приходилось аккомпанировать в классе ударных инструментов (ксилофон).
Самой ответственной я считаю работу с вокалистами, потому что человеческий голос, как ни один другой инструмент богат и труден в исполнении.
Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального сочинения раскрывается не только через музыку, но и через слово. Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкости дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.
Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.
Специфика игры концертмейстера состоит так же в том, что он должен быть не солистом, а одним из участников музыкального действия. Концертмейстеру приходиться приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста. Ещё труднее при этом сохранить свой индивидуальный облик.
Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан, в случае если солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка. Особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения.
Творческое вдохновение передается ребёнку, и помогает ему приобрести уверенность, психологическую, а затем и мышечную свободу. При возникновении, каких-либо музыкальных неполадок, произошедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибки музыкой или жестом.
Исполнительские задачи концертмейстера
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло читать с листа. Нельзя стать профессиональным концертмейстером если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом.
К тому же изобилие репертуара, находящегося в обороте, в работе с учащимися разных специальностей, не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.
В процессе транспонирования с листа нет времени для осмысления перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение аккомпаниатора мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д.
Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДШИ требует концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умение пользоваться её удобными вариантами, аранжировками. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения.
В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий.
Специфика работы концертмейстера с вокалистами в классе и на концертной эстраде
В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента, вызывает форсирование звуком вокалиста, мягкое пение фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика».
Для певца концертмейстер должен быть полноценным партнером, разделяющем радость, печаль, страсть, восторг, умиротворение, ярость в музыкальном произведении. Вообще, деятельность концертмейстера предполагает такие качества, как чуткость к партнеру, психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная непосредственно на выступлении.
Так как ученик от волнения может забыть слова, выйти из тональности. И тогда концертмейстер оказывает помощь: шепотом подсказывает слова не переставая играть.
Наигрывает мелодию вокальной партии, повторяет или растягивает свое выступление, если певец запаздывает, но ту помощь оказывает так, что бы это не было заметно для слушателей. Поэтому во время выступления пианист должен быть предельно внимателен к вокалисту. Очень важной частью работы над вокальным сочинением является работа над дыханием. Педагог проставляет дыхание во всех местах, в зависимости от текста и фразировки.
Концертмейстер обязан учитывать все галочки, где стоит дыхание и всегда давать дышать певцу. Это уже особенность работы в ансамбле. Что бы ученику было очень легко дышать, пианист должен знать вокальную партию и пропевать её словами вместе с солистом, только про себя. Выполняя это условие певцу всегда будет удобно. Практически любое взятие дыхания сопровождается небольшой задержкой в партии фортепиано. Профессиональный концертмейстер делает это естественно и незаметно.
Частью работы над вокальным сочинением является выучивание поэтического текста и умении это делать на разных языках. Вокалист должен уметь грамотно читать и произносить текст на русском и итальянском языках. Полезно слушать записи, что бы услышать подлинное произношение на иностранном языке. Когда вокалист знает свою партию и умеет сольфеджировать, ему легче усвоить поэтический текст. Иногда возникают проблемы с пропевами, это нужно делать строго по тексту. Здесь концертмейстер может помочь ученику.
Знание поэтического текста зависит от хорошей памяти учеников и умение произносить грамотно текст. Когда вокальная строка хорошо выучена на первый план выходят ансамблевые задачи. Концертмейстер в этом дуэте является дирижером.
Он более грамотен, лучше владеет формой и временем. Учитывая пожелания солиста, пианист его ведет, дает дышать, органично идет за певцом во время замедлений и ускорений. Вообще, все темповые обороты желательно оговаривать и репетировать с учащемся до выступлений.
Заключение
Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, разносторонних музыкальных и исполнительских дарований, но и досконального знакомства с различными певческими голосами. Знаний особенностей игры других музыкальных инструментов, оперной партитуры.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики. Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.
Для солиста концертмейстер и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер, оно завоевывается ответственность в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.