Методическая работа: "Игровая театральная педагогика. Творческие задания на сценической площадке"

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир.

Изучение возможностей игровой театральной педагогики в процессе творческого развития школьников

В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора. Кроме того, особое место среди других видов искусства занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания школьников.

Школьный период – это период школьного детства, а детство – это игра, сцена – тоже игра. Пребывание детей на сцене приносит им удовольствие, радость. Все это способствует выявлению и формированию положительных качеств характера студийцев – доброты, справедливости, внимательности, взаимопомощи, открытости, отзывчивости. Таким образом, формируется творческая, разносторонняя, духовно, нравственно, эстетически обогащенная личность ребенка.

Профессия актера притягивает к себе многих детей. Творчество – прекрасный путь к познанию самого себя. Использование игровых приемов обучения пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед педагогом, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.

Кто ты есть? Что ты есть? Как ты хочешь заявить о себе миру? Одному сложно разобраться, понять и почувствовать. В коллективе намного проще и больше шансов на успех. У каждого ребенка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Общедоступные задания, ситуативные игры, игрыимпровизации помогают знакомству воспитанников с важнейшими требованиями к театральному творчеству, формированию представлений об обязанностях перед зрителем и высоком назначении искусства. И все это через игру – любимое занятие детей. Таким образом, с помощью театрального искусства решается задача развития творческой самореализации ребенка в разнообразной деятельности.

Общеизвестно, что многие ученые, педагоги уделяли довольно серьезное внимание развитию ребенкашкольника через приобщение его к игровой деятельности. Так Я. Корчак рассматривал игру, как возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Способность к игре, сопереживанию он определял как «особое достоинство маленького человека», отмечая, что дети погружаются в условный мир театра и живут в нем, безусловно.

Видя, как игра помогает быстро узнать нового товарища, он составил следующие правила игры: «нельзя, нельзя и еще раз нельзя мешать в игре, ничуть не меньше, чем в учебе; нельзя брать без разрешения чужой мяч, коробочку, палочку, камушек, так как нельзя брать без разрешения чужую ручку, тетрадь, книжку; если тебе одному не хочется, если тебе одному не нравится, отойди и не играй».

С. Френе считал, что игры драматизации, как физически, так и нравственно высвобождают ребенка от дидактических и авторитарных запретов, мобилизуют коллективную деятельность учащихся, способствуют критическому осмыслению действительности и появлению вкуса. Он практиковал занятия по созданию самодеятельных спектаклей на темы "свободных текстов", отводя им роль возбудителя фантазии и чувства пластической выразительности у детей.

А.С. Макаренко трактовал театральную работу как важный инструмент формирования коллектива, эстетики коллективных отношений, сплочения детей единой целью, дающей стимулы их духовному росту. Он рассматривал театр, как обязанность, неизбежный общественный налог, «... отказаться от уплаты которого было невозможно». А.С. Макаренко приравнивает театр к обычной работе, разрабатывает строгую схему работы над пьесой (обязательно с большим числом действующих лиц). Благодаря участию в работе театра, расширялся культурный кругозор детей, улучшалась их речь, формировался коллектив.

Тем не менее, вопросы театральной деятельности, освещенные в работах современных ученыхпедагогов В. М. Букатова, И. А. Генераловой, А. Ю. Гончарука, А. П. Ершовой, И. Л. Любинского, Ю. И. Рубиной, Е.К. Чухман, А. Б. Никитиной и др. определяют проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства как актуальную не только для общеобразовательной школы, но и для Центра дополнительного образования детей и юношества в свободное от основных занятий время.

В этих условиях художественное образование выступает как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства средствами искусства. Поэтому в настоящее время резко возрастают требования и к эстетическому воспитанию подрастающего поколения средствами театрального искусства. При этом эстетическое воспитание становится важнейшим следствием и фактором роста духовной, эстетической культуры личности.

Развитие человека очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Развитие ребенка не только сложный, но и противоречивый процесс означает превращение его из биологического индивида в социальное существо личность. Поэтому, нам занимающимся с детьми школьного возраста таким видом деятельности, как искусство театра важно развивать личность ребенка через специально подобранные творческие задания, на используемые нами на сценической площадке в условиях Центра дополнительного образования детей

Важную роль при развитии личности ребенка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка. Все это может быть раскрыто через специально подобранные творческие задания на сценической площадке.

Творческие задания на сценической площадке

Театральная педагогика общеизвестно опирается на игру. Однако игра здесь — условие необходимое, но не достаточное. Когда мы говорим о театральной педагогике, то, вопервых, имеем в виду игру с образами. Однако игра с образом — не обязательно роль. Можно послушать музыку и перевести музыкальный образ в изобразительный или выразить его в танце. И это тоже будет игра с образом.

Еще одно условие: «театральная педагогика» организует занятие по законам искусства, а не по законам обычной игры. Ведь игра, по определению психологов, – непродуктивная и не направленная деятельность, не имеющая пространственновременных границ. Иное дело – игра театральная. Это осознанный творческий процесс, направленный на создание конечного творческого продукта, имеющий четкие пространственновременные границы. В результате каждого занятия студийцы – творческий коллектив – достигает совершенно определенного результата, закрепленного в художественном образе.

Тем не менее, не следует воспринимать детский театр как упрощенную модель взрослого театра. Детский театр – это совершенно иной мир. Если суть взрослого театра – это искусство, то детского – это развитие (или образование). Поэтому принципы построения и цели взрослого и детского театров – различны. Если цель взрослого театра – это качественная постановка, то детского – это качественный процесс подготовки постановки. Если во взрослом театре продуктом деятельности является сам спектакль, то в детском – участник спектакля.
Так же, как цели, различаются и методики. Будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей играть «повзрослому». Принципы сотрудничества, сотворчества должны пронизывать деятельность детского театрального коллектива настолько, насколько это вообще возможно. В противном случае есть риск получить серию очередных классноурочных занятий, где в основу заложена не свобода творчества, а заучивание, не творчество, а репродукция.

Театральная деятельность и освоение театральных профессий в данном случае являются не целью, а средством – инструментом развития ребенка.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественноэстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественноэстетического воспитания детей и юношества. Подготовка театральных постановок (в том числе и в рамках дополнительного образования детей), как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.

По результатам наблюдений, актерских тренингов педагоги дополнительного образования достаточно часто отмечают недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых школьников. Психологами, как правило, ставится диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У них недостаточно развиты память и внимание.

Многие педагоги стремятся решить данную проблему. Но пути решения у всех разные. Считается, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство, через знакомство с героями художественных произведений.

Изучив теорию развития ребенка Л. С. Выготского, подход к развитию творческой активности системы развивающего обучения Л. В. Занкова можно предложить индивидуальную педагогическую систему развития творческой активности младших школьников, в основе которой лежит интеграция различных видов деятельности:

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

  • Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).
  • Развивает любопытство и любознательность.
  • Формирует волевые черты характера.
  • Развивает выразительность речи.
  • Способствует творческому развитию личности.

Для раскрытия данных положений приведем следующие примеры, используя которые можно подобрать соответствующие творческие задания для сценической площадки с целью раскрытия творческой индивидуальности школьника.

Работа публикуется в сокращении, полную версию материала вы можете скачать по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!