Урок литературного чтения в 4 классе "Алексей Николаевич Плещеев "Дети и птичка"

УМК: "Школа России".

Цель урока: формировать умение размышлять и анализировать и находить образные средства в стихотворении А.Н. Плещеева "Дети и птичка".

Планируемый результат: обучающиеся знают об образных средствах, которые могут встречаться в текстах, знают биографию А.Н. Плещеева, умеют высказывать свое мнение.

Средства обучения: презентация "Дети и птичка", аншлаги "эпитеты, олицетворения", карточки с заданиями.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, для того чтобы у всех было хорошее настроение. Сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах лежит пенал, и учебник по литературному чтению, у кого все есть – присаживайтесь на места.
- Для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю вам послушать стихотворение. И подумать, каким нужно быть на уроке.

- Каким нужно быть на уроке? (старательным, внимательным, спокойным, слушать – не перебивая, говорить – четко, внятно, не перебивать других)
- Верно, я надеюсь, что вы будете именно такими на нашем сегодняшнем уроке!

Актуализация опорных знаний и умений

- Посмотрите, какое чудо-дерево у нас есть. (на слайде дерево, на котором написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский)
- Что вы видите? (на дереве написаны фамилии поэтов которых мы прошли)

- Какие произведения написаны этими поэтами? ("Еще земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко.." (Тютчев), "Весенний дождь", "Бабочка" (Фет), "Весна! Весна!" (Баратынский)

- К какому разделу относятся эти произведения? (Поэтическая тетрадь)
- Верно, молодцы!

- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия.
- Я попрошу выйти к доске: ребят, у которых на партах есть какие-то буквы. (п, л, е, щ, е, е, в)
- Прикрепите эти буквы на доску.

- А теперь из предложенных букв попробуйте составить фамилию поэта. (на экране портрет А.Н. Плещеева, обучающиеся составляют фамилию)

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) русский писатель, поэтАлексей Николаевич Плещеев (1825-1893) русский писатель, поэт

- Плещеев. Верно! Присаживайтесь. Спасибо.
- Посмотрите на слайд – это Алексей Николаевич Плещеев.

- Сейчас, чтобы узнать, какое произведение А.Н. Плещеева мы будем с вами проходить, вам необходимо отгадать загадки.

Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (Дети)

- Итак, верно, дети.

Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья,
Это что за невеличка?
Это … (Птичка)

- Как вы думаете, как же будет называться произведение? (ответы обучающихся)
- Произведение называется "Дети и птичка".
- Какая будет тема урока? (А.Н. Плещеев "Дети и птичка")

- Какую цель мы можем поставить на урок?
- Цель урока: познакомиться и проанализировать лирическое стихотворение А.Н. Плещеева "Дети и птичка".
- Чтобы мы были успешны в анализе произведения, нам необходимо повторить несколько определений: что такое эпитеты, олицетворение, ритм.

- Придвиньте карточки которые я вам раздала.
- На ней слева представлены слова, а справа представлены определения, вам необходимо найти каждому слову свое определение и соединить.
- Как выполните задание, мы проверим.

КарточкаКарточка

- Итак, кто может прочитать, что такое олицетворение? (художественный прием, при котором о неживом предмете говорится как о живом)
- Например – зима злиться. Зима же не может злиться.
- Давайте проверим.

- Что такое эпитет? Какое определение? (это образное определение, выраженное чаще всего прилагательным. Отвечает на вопрос Какой?)
- Например – золотая осень. Осень какая? Золотая.

- А что же такое ритм? (это гармоничное чередование ударных и безударных слогов. Ритм создает настроение)
- Давайте проверим, верно.
- Например, ритм мы можем простучать, либо прохлопать, протопать. Давайте сейчас я простучу ритм, а затем вы его попробуете повторить. (простукивание ритма)

- Мы повторяли образные средства, потому что они понадобятся нам для дальнейшей работы над произведением.
- Ребята, а что вы знаете о самом поэте?
- Давайте немного познакомимся с биографией Плещеева.

- Обратите внимание на слайды, и слушайте внимательно, после этого вы заполните карточку, которую я вам раздала.

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 г. в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет Алексей поступил в Петербургский университет на восточный факультет. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано в журнале "Современник", когда ему было 19 лет.

Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре "Современник" публикует уже 13 стихотворений А.Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы.

Любимый поэт русской молодежи после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихи будут собраны поэтом в Москве в его сборник "Подснежник".

- Мы с вами познакомились с биографией автора.
- Сейчас придвиньте к себе карточки. На них написаны факты об авторе. Вам необходимо поставить галочку в столбце "верю", либо в столбце "не верю" этому факту.

Факты

Верю

Не верю

Алексей Николаевич Плещеев родился 2 декабря. 

 

X

Первое стихотворение А.Н. Плещеева было напечатано, когда ему было 19 лет. 

X

 

В журнале «Современник» было опубликовано 13 стихотворений Плещеева. 

X

 

А.Н. Плещеев пишет только стихи. 

 

X

Детские стихи Плещеева собраны в его сборнике под названием «Подснежник».

X

 

- Давайте проверим. Читаем факт и там где вы поставили галочку, кто желает?
- Замечательно!Я вижу вы очень внимательно слушали биографию автора.

Открытие новых знаний и способов действий

- Сейчас я предлагаю вам послушать произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться. Как оно называется? (дети и птичка)

Прочтение стихотворения учителем

Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди! -
Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…
- Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей -

И начнет под вешним солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!

- Кто главные герои произведения? (дети и птичка)
- Чем необычно произведение? (написано в форме диалога детей и птички)
- Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства оно у вас вызвало?
- Каким настроением проникнуто начало стихотворения? (начало стихотворения грустное)
- Почему грустное настроение в начале? (чувствуется печаль, от того, что наступает зима, птицы покидают свои гнезда)

- Какое настроение в середине стихотворения? (постепенно настроение меняется, в середине произведения печали уже нет, только чувствуется легкая грусть, потому что птичке на юге жить лучше)
- И какое настроение в конце этого произведения? (в конце легкая грусть сменяется радостью предстоящей встречи с птичкой)

- Верно,ребята вы прочувствовали настроение произведения.
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? (стихотворение, потому что есть ритм и рифма)

Словарная работа

- Сейчас вам необходимо прочитать стихотворение про себя, и для того, чтобы выполнить задание на карточке, вы можете опираться на стихотворение.
- Работать будем в парах, для этого вспомним правила работы в парах.
- Как необходимо работать в паре? (ответы учащихся)
- Спасибо, верно.

- У вас разданы карточки, нужно прочитать, подумать и найти определение к словам, затем соеденить слово и его определение.
- Кому непонятно? Сначала читаем стихотворение каждый сам про себя, затем выполняем задание на карточке, опираясь на стихотворение.

Найди определения к словамНайди определения к словам

- Вижу, все выполнили. Давайте проверим слова, с которыми вы работали.
- Кто желает прочитать определение слова прочь?
- Кто соединил это слово с четвертым определением: подальше от кого-либо, поднимите руки.

- Верно, прочь – это подальше от кого-либо.
- Следующее слово – понесемся. Какое к нему определение подобрали?
- Итак, кто выбрал это же определение, поднимите руки.

- Верно, понесемся – это последуем очень быстро.
- Следующее слово – стужа. Что такое стужа?
- У кого также – поднимите руку.

- Молодцы, стужа – это сильный холод, мороз.
- И последнее слово – вешнее, вешнее солнце в произведении. Какое оно? (весеннее)
- У кого также – поднимите руку.

- Верно, вешнее – это весеннее солнце.
- Молодцы, мы с вами разобрали непонятные слова.
- Сейчас прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, вполголоса, после того как вы прочитаете, я задам вам вопросы.

- Вижу все прочитали. В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (осень)
- Привидите примеры из стихотворения, почему осень. (дожди, ветер листы срывает с ветвей, поэтому птичка и улетает)

- Верно. Какой вы представляете птичку? А детей? (Птичка - умная, отзывчивая, боится стужи и любит тепло. Дети - добрые, любознательные, любят природу)
- О чем просят дети птичку? (Не улетать от них)
- Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких)

- Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди)
- Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесемся)
- Что птичка обещала детям? (Что она вернется с новыми песнями)

- Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)
- Какой еще вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?)

- Как она им объяснила время прилета назад? (Я вернусь, когда с полей сойдет снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнет оживать)
- Какое это будет время года, когда журчит ручей, вся природа оживает? (Весна)

Физминутка

- Давайте немного отдохнем. Встаньте со своих мест, и повторяйте движения за мной.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)

Первичное закрепление

- Мы с вами отдохнули и готовы продолжить работу.
- Посмотрите на доску, там представлено 2 образных средства: эпитеты и олицетворение.

- Сейчас каждому из вас я выдам образное средство из стихотворения, вам необходимо будет определить, какое у вас образное средство, выйти к доске и прикрепить к нужному образному средству. Выходить будем по цепочке.
- Что мы с вами будем делать? (определять образные средства из стихотворения и распределять их)

- Верно, у каждого из вас на парте карточка, внимательно прочитайте ее и определите образное средство.

  • Эпитеты: песенок звонких, милые крошки, вешним солнцем.
  • Олицетворения: гонят холода и дожди, ветер не срывает, солнышко не прячется, природа начнет оживать.

- Итак, вижу вы готовы.Выходим по цепочке и прикрепляем образные средства.

Эпитеты

Олицетворения

Песенок звонких

Гонят холода и дожди

Милые крошки

Ветер не срывает листы

Вешним солнцем

Солнышко не прячется

 

Понесёмся на юг

 

Природа начнёт оживать

- Посмотрите, как много образных средств использует автор.
- С какой целью он их использует? (они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички)

Самостоятельная работа

- Мы с вами проанализировали произведение.
- А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.
- Сейчас у вас будет время, чтобы подготовиться к выразительному чтению.

- С каким настроением будете читать 1 часть? (немного с грустью)
- Какой будет темп? (спокойный)
- Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? (да)

- С каким чувством вы будете ее читать? (с легкой грусть, повеселее)
- Какой темп? (умеренный, спокойный)

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итоги. У нас на дереве появилась еще одна фамилия.
- Какая была тема урока?

- Вспомните, какую цель мы ставили на урок?
- Что мы делали для достижения данной цели?

- Предлагаю выбрать фразу и продолжить ее.

  • Мне особенно интересно было…
  • Я узнал..
  • Мне было трудно…
  • Сегодня мне понравилось …

- Ребята, спасибо за урок.
- Хочу поблагодарить за активную работу …. За правильные ответы …. За выразительное чтение …
- Вы очень хорошо потрудились сегодня. До свидания!

Размер:
109.54 Kb
Скачали:
29