Цель меропрития: знакомство первоклассников с космосом.
Задачи:
Учитель: Добрый день, ребята. Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы поговорим об одном очень известном дне в календаре.
- А каком, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Дети читают загадки. После отгадывания прикрепляют на доску звезду – букву. После отгадывания составляется запись – 12 апреля.
1. Телескоп сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя… (астроном)
2. Держит он штурвал в руках.
В кресле сидя, в облаках
Совершает он полет.
Он не дремлет на работе,
На работе он в полете
Потому, что он… (пилот)
3. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете)
4. Спина его изогнута,
И светятся глаза,
А выше глаз – один лишь рог
На небо улететь он смог... (единорог)
5. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (Луна)
6. Оно находится внутри…
Ореха, желудя, Земли
Хотя и кажется пустяк -
Но без него нельзя никак! (ядро)
- Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики)
Учитель: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. И по сей день, мы изучаем и интересуемся этим загадочным миром.
- Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
- С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар.
- А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
- Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к миру космосу, изучить его основы, пролистав страницы космической азбуки.
"Космос" по-гречески – порядок или устройство
- Вам известно, что вокруг Солнца движутся 9 планет. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
- Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляют Солнечную систему.
- Предлагаю отправиться в космос и своими глазами все увидеть.
Видео "Солнечная система"
- Чтобы выполнить задание, внимательно послушайте стихотворение.
Ученик:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Учитель: Итак, чтобы сохранить порядок в космосе, необходимо по порядку расположить планеты. (На доске прикреплены воздушные шары с названиями планет Солнечной системы)
- Расставьте планеты в правильно порядке. (Ученики выполняют задание)
- Какая планета от Солнца третья? (Земля)
- Как называется самая близкая планета к Солнцу? (Меркурий)
- Какая планета дальше всех находится от Солнца? (Нептун)
- Молодцы! Теперь вы знаете, в каком порядке стоят планеты Солнечной системы.
Учитель: А мы перелистываем страницу Космической Азбуки.
Ученик:
В черном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
Учитель: Звезд на небе очень много. Звезды объединены в созвездия. Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей)
- Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.
Ученик: Созвездие Орион можно увидеть из всех уголков России. Расположение его звезд напоминает очертания человека.
- Согласно древнегреческим мифам, Орион был смелым и сильным охотником. Однажды, во время охоты, был поражен стрелой и погиб. После смерти он и был превращен в созвездие. 3 рядом стоящие звезды образуют Пояс Ориона.
Ученик: Созвездие Телец располагается недалеко от Ориона. В древних греческих мифах говорится о том, что в тельца превратился главный греческий бог - Зевс, для того, чтобы похитить богиню Европу.
Ученик: Созвездие Большой пес граничит с созвездием Орион. Существует миф, что Большой Пес раньше был очень быстрым псом, который мог догнать любую добычу. Однажды он погнался за лисицей. Зевс превратил обоих животных в камень. Пса он поместил на небо.
Учитель: Самым известным созвездием – является созвездие Большой и Малой медведицы. На ночном небе мы можем наблюдать его без телескопа. Предлагаю вам собрать из звезд созвездие большой и Малой медведицы. (На каждой парте лежит звезда. По очереди выходят и прикрепляют звезду, собирают созвездия)
- О каких созвездиях вы узнали? (Орион, Большой пес, Телец)
- Какие созвездия напоминает ковш? (Большая и Малая медведица)
Учитель: Перед нами следующая страница космической Азбуки.
- Ребята, кто побывал первый в космосе?
- Давайте посмотрим, какие животные побывали в космосе до человека
Видео "Первые животные в космосе"
Первой собакой, побывавшей в невесомости, была собака по кличке Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку одели скафандр, для ее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.
Через 3 года 19 августа 1960 года в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились домой. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. С тех пор путь в космос был открыт!
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом – космонавтом космического корабля-спутника "Восток" был гражданин Советского союза летчик Гагарин Юрий Александрович.
Ученик 1:
В апреле славный праздник
Россия отмечает:
День Космонавтики у нас.
Прославил эту дату
Обычный русский парень.
Мы имя его гордо славим,
Его зовут - Юрий Гагарин!
Ученик 2: Он сказал: "Поехали!",
Ракета поднялась
И с огромной скоростью
К звездам понеслась.
Вот с того момента
Мечта наша сбылась,
Эпоха космоса в стране
Нашей началась.
Учитель: Давайте посмотрим, как это было.
Видео "Полет Гагарина"
Учитель: Капсула с Юрием Гагариным приземлилась в поле в Саратовской области.
- Как звали первую собаку, отправившуюся в космос? (Лайка)
- Как назывался космический корабль на котором Ю. Гагарин полетел в космос? (Восток)
- Сколько оборотов сделал Ю. Гагарин на ракете вокруг Земли? (1)
Учитель: Следующая страница космической Азбуки. Как вы думаете, какие навыки должны быть у космонавтов?
- На каждой парте лежит слово. Если вы считаете, что это качество необходимо космонавту, то прикрепляете его к космонавту. (На доске космонавт. Ребята прикрепляют качества вокруг космонавта)
Внимание, сила, выносливость, терпение, здоровье, любовь к спорту, дисциплина, лень, дружелюбие, жестокость, злость, бесстрашие, жизнерадостность, вспыльчивость, энергичность.
- Конечно, кроме этих качеств к космонавту предъявляют еще очень много требований.
- Рост космонавта должен быть от 150 до 190 см., возраст – не более 33 лет, вес – 50-90 кг.,
- Космонавт должен иметь высшее образование, хорошее знание русского и английского языка.
- Вот таким должен быть настоящий космонавт!
Учитель: А мы перелистываем страницу космической Азбуки. Как вы думаете, ребята, как космонавты живут во время полета в космосе? Чем питаются?
Ученик: Обязательной одеждой для космонавта является скафандр. Он помогает космонавту не замерзнуть, когда он находится в невесомости и выходит в открытый космос, а так же в нем не жарко, ведь скафандр снабжен специальными приборами, который согревают или охлаждают воздух внутри.
- Космонавты должны питаться. Но они не могут сварить суп в ракете, ведь в невесомости это невозможно. Поэтому для них придумана специальная сублимированная пища.
- Она готовится на кухне, на плите - получается вкусная, домашняя еда. Потом отправляется в сублиматор, который "сушит" пищу, обезвоживает ее... и любое блюдо превращается в порошок.
- Достаточно вскрыть вакуумную упаковку, налить туда воды, и через несколько минут порошок станет горячим ароматным супом, густым творогом с сухофруктами или превратится в жаркое из мяса. А еще у космонавтов есть свежие овощи и фрукты, обработанные так, что они могут храниться больше месяца.
Учитель: Почему космонавт в космосе должен быть обязательно в скафандре?
В каком виде в космическом корабле находится пища для космонавтов? (Сублимировнном)
Учитель: Подошло к концу наше мероприятие. Страницы космической Азбуки перелистаны. Теперь вы знаете о космосе больше.
- Я бы хотела проверить, как вы внимательно слушали ребят и меня.
- У каждого из вас лежат 2 звезды – звезда – белая – холодная, и звезда красная – горячая. Я буду задавать вопрос. Если на мой вопрос нужно ответить "Да" – вы поднимаете красную звезду, если "Нет" – белую.
Учитель: А сейчас я предлагаю и вам отправиться в космос. Скафандры для полета в космос – разных цветов.
- Если во время нашего мероприятия узнали для себя много нового и вам было интересно, то вы одеваете белый скафандр, если вам было скучно и ничего нового вы не узнали - одеваете скафандр фиолетового цвета. (Учащиеся прикрепляют скафандры на доску)
- Наше мероприятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.