Цель:
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце», рисунки с солнечными узорами, солнцезащитные очки.
I. Организация класса
1. Повторение изученного материала
2. Фронтальные опрос
- Давайте вспомним что такое природа?
- Посмотрите какие объекты нас окружают, выберите лишний предмет (слайд 1)
Цветок, человек, лиса, дом. Живые объекты
- К какой природе относятся оставшиеся предметы?
- По каким признакам определяют живые предметы? Картинки
2. Показываю живую и неживую природу дети хлопают в ладоши. Живой предмет говорю топают ногами, неживой предмет
3. Звезды, собаки, планеты, дерево, луна.
- Как можно назвать эти тела
III. Мотивация учебной деятельности
Послушайте внимательно и угадайте о чем идет речь в загадке.
Загадка
Ты весь мир наш освещаешь,
Ты тепло всем посылаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя … (Солнце)
- Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится?
- Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?
- А что вы знаете о солнце
IV. Сообщение новой темы.
На уроке мы познакомимся с темой и Солнце. Почему бывает лето, осень, зима, весна. Узнаем, что такое Солнце, зачем нужно растениям, животным, людям, как оно греет в течение дня; продолжим познавать природу с помощью наблюдений
Солнце – огромная звезда в бесконечном космосе. Человеку тяжело даже представить, что такое Солнце на самом деле. В его середине температура достигает 15 миллионов градусов! Уже миллиарды лет Солнце постоянно выделяет энергия, которая доходи до Земли в виде света и тепла. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце - источник жизни на Земле. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать все Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Именно благодаря солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю животворными дождями.
Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделения его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всех живой природы. Солнце – источник жизни на Земле.
Обо всем этом вы узнаете на следующих уроках, научитесь сами наблюдать за Солнцем.
А ученые-астрономы в разных странах с давних времен изучают его. Они делают это с помощью специальных приборов – гигантских телескопов, которые находятся высоко в горах, откуда лучше всего вести наблюдения.
Иногда наблюдения и съемки проводятся даже с аэростатов, ракет, космических станций, спутников каково же будущее нашего светила? Ученые доказали, что Солнце будет светить еще несколько миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле.
Теперь вам, наверное, понятно, почему у многих народов, в том числе и украинского, сохраняется традиции почитания Солнца.
- А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение. Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для людей.
Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется!
И даже песенка в пути,
Само собой поется.
От нас за тучи – облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады…
- Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка – ква – ква-
Погреться любит тоже…
- Какую пользу Солнце приносит животным?
Любят солнце тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут.
- А для растений чем важно Солнце?
Солнечный свет и тепло, нужны не только животным, но и растения. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
- А как же Солнце влияет на человека?
Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного, света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении костей, зубов, ногтей. Витамин Д человек получает во время пребывания на солнце. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь неправильно.
Физкультминутка
Встаньте дети, улыбнитесь
И планете поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
Дружно к Солнцу потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь
И юлою покрутитесь
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
IV. Закрепление и осмысление знаний
- А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?
Закройте глаза и представьте эту встречу.
- Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее.
Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажите солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
- Солнце рано встает, как это явление называется (восход)
- «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
- Что значит «спать пойдет во сине море? » (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я – цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я – лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я – человек. Мне нужно солнышко… »
- Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответ детей)
- Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Лук.
Благодаря солнцу происходит смена времен года. Мы знаем что у нас сейчас осень потом будет зима, после весны, наступит лето. Каждый день сменяется ночь. И это время мы называем сутки. Солнце днем у нас греет землю не одинаково, сильнее оно греет днем в полдень, слабее утром и вечером. Сейчас я вам предлагаю работу, распознать на черно- белых снимках разные времена года и объяснить свои выборы (дети определяют временя года и становятся группами)
Итог. (готовое)
На уроке труда мы вырезали лучики – ладошки. Сейчас каждый из вас возьмет лучик и скажет солнцу
- Спасибо за его дары.
- Спасибо за тепло.
- Спасибо за свет
- Спасибо за хорошее настроение
- Спасибо за жизнь
- Спасибо за радость
- Спасибо за энергию
- Спасибо за смену дня и ночи
- Спасибо за смену времен года
- Спасибо за лето
- Спасибо за жизнь т.д.
А солнце вас благодарит и дарит частичку себя. И хочет чтобы вы росли живыми и здоровыми.
V. Подведение итогов урока
1. Беседа
- Что нового узнали на уроке?
- О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
- Солнце – это планета? (нет)
- Солнце очень горячее? (да)
- Солнце - это звезда? (да)
- Солнце гораздо больше земли? (да)
- Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
- Земля двигается вокруг Солнца? (да)
- Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)