Конспект урока природоведения 1 класс "Солнце и его значение для жизни на Земле"

Цель:

  • формировать у учащихся представление о Солнце, о роли и значении солнечного света и тепла для природы;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать наблюдательность, воображение;
  • воспитывать любовь к природе и желание узнавать новое.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце», рисунки с солнечными узорами, солнцезащитные очки. 

Ход урока

I. Организация класса

1. Повторение изученного материала

2. Фронтальные опрос

- Давайте вспомним что такое природа?

- Посмотрите какие объекты нас окружают, выберите лишний предмет (слайд 1) 

Цветок, человек, лиса, дом. Живые объекты

- К какой природе относятся оставшиеся предметы?

- По каким  признакам определяют живые предметы? Картинки

2. Показываю живую и неживую природу дети  хлопают в ладоши. Живой предмет говорю топают ногами, неживой предмет

3. Звезды, собаки, планеты, дерево, луна.

- Как можно назвать эти тела

III. Мотивация учебной деятельности

Послушайте внимательно и угадайте о чем идет речь в загадке.

Загадка

Ты весь мир наш освещаешь,

Ты тепло всем посылаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя … (Солнце)

- Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится?

- Какие  слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?

- А что вы знаете о солнце

IV. Сообщение новой темы.

На уроке мы познакомимся с темой и Солнце. Почему бывает лето, осень, зима, весна.  Узнаем, что такое Солнце, зачем нужно растениям, животным,  людям, как оно греет в течение дня; продолжим познавать природу с помощью наблюдений

Солнце – огромная звезда в бесконечном космосе. Человеку  тяжело даже представить, что такое Солнце на самом деле. В его середине температура достигает 15 миллионов градусов! Уже миллиарды лет Солнце  постоянно выделяет энергия, которая доходи до Земли в виде света и тепла. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце -  источник жизни на Земле. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать все Землю и поддерживать  на ней такую температуру, при которой вода  и воздух не превращаются  в ледяной панцирь. Именно благодаря солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю животворными дождями.

Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделения его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всех живой природы. Солнце – источник  жизни на Земле.

Обо всем этом  вы узнаете на следующих уроках, научитесь сами наблюдать за Солнцем.

А  ученые-астрономы в разных странах с давних времен изучают его. Они делают это с помощью специальных приборов – гигантских телескопов, которые находятся высоко в горах, откуда лучше всего вести наблюдения.

Иногда наблюдения и съемки проводятся даже с аэростатов, ракет, космических станций, спутников каково же будущее  нашего светила?  Ученые доказали, что Солнце будет светить еще несколько миллиардов лет  и обеспечивать жизнь на Земле.

Теперь вам, наверное, понятно, почему у многих народов, в том числе и украинского, сохраняется традиции почитания Солнца. 

- А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение. Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений,  животных и для людей.

Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется!

И даже песенка в пути,

Само собой поется.

От нас за тучи – облака

Не уходи, не надо!

И лес, и поле, и река                                                      

Теплу и солнцу рады… 

- Напрасно  пущена молва,

Что солнце нас тревожит.

Лягушка изредка – ква – ква-

Погреться любит тоже…

- Какую пользу Солнце приносит животным?

Любят солнце тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него   они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут.

- А для растений чем важно Солнце?

Солнечный свет и тепло, нужны не только животным, но и растения. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения  спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.

- А как же Солнце влияет на человека?

Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного, света улучшается состояние здоровья.  В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который  активно участвует в укреплении костей, зубов, ногтей. Витамин Д человек получает во время пребывания на солнце. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь неправильно.

Физкультминутка

Встаньте дети, улыбнитесь

И планете поклонитесь

За счастливый день вчерашний.

Дружно к Солнцу потянитесь,

Влево, вправо наклонитесь

И юлою покрутитесь

Раз присядьте, два присядьте

И за парты тихо сядьте.

IV. Закрепление и осмысление знаний

- А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?

Закройте глаза и представьте эту встречу.

- Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее.

Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажите солнце.

Солнце: встану я рано, распущу  золотые косы. Поднимусь  под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.

- Солнце рано встает, как это явление называется (восход)

- «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)

- Что значит «спать пойдет во сине море? » (закат)

Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»

«Я – цветок. Мне нужно солнышко…»

«Я – лягушка. Мне нужно солнышко…»

«Я – человек. Мне нужно солнышко… »

- Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответ детей)

- Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.

Лук.

Благодаря солнцу происходит смена времен года. Мы  знаем что  у нас сейчас осень потом будет зима, после весны, наступит лето. Каждый день сменяется ночь. И это время мы называем сутки. Солнце днем у нас греет землю не одинаково, сильнее оно греет днем в полдень, слабее утром и вечером. Сейчас я вам предлагаю работу, распознать на черно- белых снимках разные времена года и объяснить свои выборы (дети определяют временя года и становятся группами)

Итог. (готовое)

На уроке труда мы вырезали лучики – ладошки. Сейчас каждый из вас возьмет лучик и скажет солнцу

- Спасибо за его дары.

- Спасибо за тепло.

- Спасибо за свет

- Спасибо за хорошее настроение

- Спасибо за жизнь

- Спасибо за радость

- Спасибо за энергию

- Спасибо за смену дня и ночи

- Спасибо за смену времен года

- Спасибо за лето

- Спасибо за жизнь  т.д.

А солнце вас благодарит и дарит частичку себя. И хочет чтобы вы росли живыми и здоровыми.

V. Подведение итогов урока

1. Беседа

- Что нового узнали на уроке?

- О чем хотели бы узнать еще?

2. Игра «Да или нет»

- Солнце – это планета? (нет)

- Солнце очень горячее? (да)

- Солнце -  это звезда? (да)

- Солнце гораздо больше земли? (да)

- Солнце относится к объектам живой природы? (нет)

- Земля двигается вокруг  Солнца? (да)

- Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)

Размер:
12.14 Kb
Скачали:
150