Детям о планетах солнечной системы

Огромный мир над головой всегда манил человека и, конечно, интересует детей. В школе на уроках окружающего мира тема "Планеты солнечной системы. Звезды и созвездия" изучается во 2 классе.

Солнечная система лишь небольшой островок в огромной галактике, но и ее планеты изучены неполностью.

Благодаря современным технологиям ученым удается собирать данные о космических объектах, расположенным на большом расстоянии от Земли и Солнца, и продвигаться в изучении. Изучение космоса – непрерывный процесс, каждый день приносящий множество открытий.

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Расположение планет в солнечной системе

Солнечная система - группа планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца

В состав солнечной системы входит 8 известных планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) и 5 карликовых, вращающихся приблизительно в одной плоскости. По своим физическим свойствам планеты делятся на земную группу и планеты – газовые гиганты.

Расположение планет в солнечной системеРасположение планет в солнечной системе

Первые четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс – относятся к планетам земной группы. Они схожи между собой: имеют небольшие размеры и массу, сходны по своему химическому и минералогическому составу. У них мало спутников – только один у Земли и два у Марса; у Меркурия и Венеры спутников вообще нет.

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун называются газовыми планетами-гигантами. Они имеют гигантские размеры и массу, состоят преимущественно из водорода и гелия, окружены тонкими кольцами, имеют много спутников.

До 2006 года 9-ой планетой Солнечной системы считался Плутон, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка. Теперь это одна из нескольких планет-карликов.

Звезда - Солнце

Солнце представляет собой огромный шар из газа и является главным источником тепла и света в Солнечной системе. Сами планеты не испускают собственного света, а отражают свет Солнца.

Звезда СолнцеЗвезда Солнце

Температура поверхности Солнца превышает 5 700°C, поэтому хорошо, что оно находится на далеком расстоянии от Земли, иначе все бы сгорело. Если бы оно находилось еще дальше от Земли, то все живое на планете замерзло бы от холода.

Именно благодаря достаточному солнечному свету и теплу на Земле существует жизнь. Активность Солнца увеличивается или становится слабее раз в 11 лет. Из-за слишком высоких температур изучение поверхности Солнца затруднены, но есть попытки запустить специальный аппарат.

Размеры солнца почти в 110 раз больше Земли, а его масса в 1000 раз превосходит массу всех планет, вместе взятых. Сколько таких солнц во Вселенной никто не знает. Астрономы изучают космос, но ответа пока нет.

Планеты, которые вращаются на разном расстоянии по орбите вокруг Солнца, еще вращаются и вокруг своей оси. Тем самым происходит смена времен года и времени суток. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней, а вокруг своей оси за 24 часа. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее год, поэтому на каждой из планет он разный.

Названия планетам Солнечной системы дали римляне в честь богов, исходя из внешнего вида и особенностей. Разберем планеты солнечной системы по порядку.

Земная группа планет солнечной системы

Земная группа планет солнечной системыЗемная группа планет солнечной системы

Первая планета - Меркурий

Планета названа в честь древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли и хитрости, путешественников и воров. Неудивительно, что небольшая планета, которая быстро перемещается, получила такое имя. Свой путь по орбите вокруг Солнца Меркурий проходит всего за 88 дней. Это самый короткий год.

МеркурийМеркурий

Меркурий имеет самые длинные сутки - примерно 59 земных суток. Это приводит к резким перепадам температуры - примерно +485ºС, ночью до –190ºС, так как одна сторона сильна нагревается, а другая уже успевает остыть.

Меркурий самая маленькая из всех планет, она меньше Земли в 2 раза. Атмосферы практически нет, поэтому жизнь на Меркурии невозможна. Твердый грунт покрыт кратерами от метеоритов и скалами. Первый снимок был получен в 1974 году. В древности увидеть Меркурий было сложно, он скрывался в лучах Солнца, поэтому и получил название неуловимой планеты.

Только рано утром, до восхода Солнца, или вечером, после захода Солнца, можно наблюдать эту планету. Меркурий сильно меняет свой облик: от тонкого серпа до круга. Естественных спутников у Меркурия нет.

Вторая планета - Венера

Венера названа в честь древнеримской богини красоты и любви. В древности ее называли "утренняя" и "вечерняя звезда" благодаря яркому сиянию. Она хорошо видна даже невооруженным глазом, потому что появляется незадолго до восхода Солнца, когда другие небесные тела уже не видны, и остается видимой после захода, когда другие космические объекты еще не видны.

ВенераВенера

Венеру иногда называют "близнецом" планеты Земля: ее размеры и масса очень близки к земным. Однако на этом сходство заканчивается. Температура на поверхности достигает отметки + 450°C градусов (самая горячая планета), поэтому Венера окружена достаточно плотной атмосферой, состоящей из плотных облаков углекислого газа, которые удерживают тепло.

Кислорода в атмосфере Венеры практически нет, поэтому жизнь на ней невозможна. Облака проливаются кислотными дождями и пропускают только 40% солнечного света, поэтому на планете царит вечный сумрак.

С теневой стороны на Венере температура около - 20°C градусов, ведь солнечные лучи не попадают сюда в течение очень долгого времени. На поверхности есть горы и равнины, часто происходят извержения вулканов. Из-за сильного атмосферного давления исследования планеты затруднены, ни один исследовательский аппарат не может находиться на Венере дольше 2 часов.

Венера - одна из самых медленных планет. День на Венере длится дольше, чем на любой другой планете — около 243 земных суток. Продолжительность года чуть уступает дню - 225 земных суток. Естественных спутников у Венеры нет. В отличии от всех планет Солнечной системы Венера двигается в другую сторону, по часовой стрелке.

Третья планета - Земля

У Земли нет имени Бога, может быть, потому что ее считали центром Вселенной, на которой есть жизнь. Название переводится с англо-саксонского "из грунта", "суша", "почва".

Земля – единственная планета в Солнечной системе, 70% поверхности которой занимает вода, именно поэтому из космоса она кажется голубой

Остальную часть занимают материки. На планете Земля вода присутствует в жидком, твердом и газообразном состоянии. Из-за наклона земной оси происходит смена времен года. Год на Земле длится 365 суток. Земные сутки длятся 24 часа.

ЗемляЗемля

Атмосфера Земли состоит из азота (78%), кислорода (21%), углекислого и других газов (1%). Озоновый слой атмосферы поглощает солнечную радиацию. Кислород на Земле синтезируют растения из углекислого газа. Не будь их, наша планета напоминала бы Венеру.

Земля имеет один естественный спутник – Луну. Притяжение Луны влияет на земную воду, вызывая приливы и отливы. Вращение Луны вокруг своей оси и вокруг Земли синхронно, поэтому Луна всегда обращена к Земле только одной стороной. Земля - планета Солнечной системы с уникальными условиями, благодаря которым на ней зародилась жизнь.

Четвертая планета - Марс

Марс назван в честь бога войны за кроваво-красный цвет. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. По размеру Марс меньше Земли почти в 2 раза. Исследователи обнаружили на Марсе наличие воды, поэтому предположили, что на планете может быть жизнь.

МарсМарс

Однако, у Марса нет магнитного поля, которое его защищало бы, поэтому атмосфера улетучилась из-за солнечного ветра. На планете постоянно бушуют пылевые бури и вихри. Марс относят к холодным планетам: в среднем днем температура не поднимается выше –5 ºС, а ночью опускается до –87 ºС.

Предположения о жизни на Марсе были опровергнуты. Однако, ученые считают Марс самой перспективной планетой для освоения, поскольку погодные условия на ней довольно приемлемы для человека.

На Марсе есть высокие горы и глубокие впадины, долины, крупные вулканы, ледяные шапки на полюсах. Как и на Земле, идет смена времен года, в теплый период может потеплеть до 20 градусов и похолодать до 90. Марсианский год в 2 раза больше земного – 687 суток, а сутки лишь немного дольше земных – 24 часа 37 минут.

У Марса есть два спутника - Деймос и Фобос – бесформенные каменные глыбы, что в переводе с латыни означает "Страх" и "Ужас".

Газовые гиганты-планеты солнечной системы

Газовые гиганты-планеты солнечной системыГазовые гиганты-планеты солнечной системы

Пятая планета - Юпитер

Юпитер был назван в честь правителя римских богов. С древнейших времен люди наблюдали его на небе и связывали с сильнейшими богами. По яркости Юпитер уступает только Венере. Его еще называют "повелитель неба". Газовый гигант является самой большой планетой в Солнечной системе.

ЮпитерЮпитер

Масса Юпитера в 2 раза больше массы всех остальных планет, лун, комет и астероидов Солнечной системы вместе взятых. Юпитер больше Земли в 318 раз. Огромна скорость вращения планеты вокруг своей оси – 9 часов 55 минут. Это самые короткие сутки, а год длится 12 земных лет. Температура на планете -160 °C градусов.

На Юпитере постоянно дуют сильные ветры со скоростью 160 м/с, которые превращаются в бури, ураганы и штормы. Эти вихри очень хорошо видно на фотографиях планеты, которые удалось сделать космическим приборам, именно поэтому она представляет собой чередующиеся темные и светлые полосы, постоянно меняющие цвет и форму.

Его атмосфера состоит на 75% из водорода и на 24% из гелия. О структуре планеты ученые только догадываются, потому что на поверхность Юпитера невозможно посадить какое-либо оборудование. Сильнейшее в системе магнитное поле Юпитера воздействует на частицы вокруг и даже достигает орбиты Сатурна.

Это одна из причин огромного числа спутников у планеты. На сегодняшний день у Юпитера известно более 70 спутников. Самые большие спутники - Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.

Шестая планета - Сатурн

Сатурн был обнаружен Галилеем в начале XVII века, это вторая по величине планета-гигант. Сатурн был назван по имени бога плодородия, отца Юпитера, еще одно название "властелин колец". 7 колец Сатурна, состоящие из тысяч твердых обломков камней, пыли и льда, вращаются вокруг планеты со скоростью 10 км/с.

СатурнСатурн

Считается, что эти кольца - осколки спутника, разрушенного гравитацией планеты. Планета известна с давних времен, Сатурн – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе.

Год на Сатурне длится почти 30 земных лет, а сутки - 10 часов 33 минуты. Средняя температура на поверхности составляет -180°C градусов. Вокруг Сатурна вращается более 60 спутников, самый крупный – Титан, который имеет атмосферу, похожую на атмосферу Земли.

Атмосфера Сатурна состоит из водорода (96%) и гелия (4%) с незначительными вкраплениями других газов. На поверхности Сатурна дуют мощные ветра со скоростью 500 м/с. В комбинации с теплом, исходящим из раскаленного ядра, они образуют желтые и золотистые полосы, которые видны в атмосфере. На Сатурне бывает северное сияние. На сегодняшний день эта планета остается одной из наименее изученных.

Седьмая планета - Уран

В ясную ночь Уран можно увидеть невооруженным глазом, он был открыт в 1781 году. Чтобы не нарушать традиций Уран был назван в честь бога неба, но не римского, а древнегреческого. Также Уран называют голубой планетой, как и Землю. Атмосфера на Уране состоит в основном из водорода и гелия, с небольшой примесью метана, который и придает планете сине-зеленый цвет.

УранУран

Планета считается самой маленькой среди газовых гигантов. Как и другие планеты-гиганты, Уран имеет 27 спутников и 13 колец. Самый крупные спутники: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Уран обращается вокруг Солнца за 84 земных года, а день 17 земных часов. Наклон Урана в 97º и кажется, что планета вращается на боку. Смена времен года происходит раз в 42 года: сначала лето и солнечный свет, а потом при смене полушария затяжная полярная ночь длиной в 42 года.

Уран – холодная планета Солнечной системы, так находится от Солнца в 20 раз дальше, чем Земля. Температура на поверхности -218 градусов. Еще одно название Урана "ледяной гигант". Масса Урана почти в 15 раз больше массы Земли. Это четвертая по массе планета Солнечной системы.

Восьмая планета - Нептун

Нептун, названный в честь древнеримского бога морей и океанов, настолько далек от Солнца, что только 1% солнечных лучей достигает планеты. Без телескопа увидеть эту планету с Земли невозможно. Открыт он был в 1846 году путем математических расчетов.

НептунНептун

Нептун - газовая ледяная планета с 5-ю слабовыраженными кольцами. Скорость ветров достигает 600 м/с, а температура опускается до –220°C. Верхние слои его атмосферы состоят из водорода (80%), гелия (19%) и метана (1%). Сине-голубое свечение планеты объясняется обилием метана. Сутки на Нептуне длятся 17 часов, а год равен 165 земным годам.

У Нептуна есть 14 спутников, самые крупные Тритон и Нереида. Наклон оси Нептуна близок к земному - 28°C.

Карликовые планеты Солнечной системы

В 2006 году, когда ученые выяснили, что существуют космические тела, превосходящие по размерам Плутон, возник вопрос о присвоении статуса всем обнаруженным космическим объектам нового термина – карликовые планеты.

Выделяют 5 карликовых планет: Плутон, Цецера, Макемаке, Эрида, Хаумеа. Карликовые планеты отличаются от земной группы и газовых гигантов своими маленькими размерами, удаленностью от Солнца и наличием ледяного слоя на поверхности.

Карликовые планеты Солнечной системыКарликовые планеты Солнечной системы

Плутон - самая известная карликовая планета, которая была открыта в 1930 году. Его диаметр составляет около 2 377 километров, что меньше, чем у Луны. Плутон имеет свою атмосферу, ледяные полярные шапки и спутники. В 2006 году Плутон был лишен статуса планеты и теперь относится к карликовым планетам.

Эрида - это карликовая планета, которая была открыта в 2005 году. Его диаметр составляет около 2 326 километров, что меньше, чем у Плутона. Эрида находится за орбитой Нептуна и имеет спутник Дисномия.

Макемаке - это карликовая планета, которая была открыта в 2005 году. Его диаметр составляет около 1 430 километров. Макемаке находится за орбитой Нептуна и является самым крупным объектом в поясе Койпера (область за орбитой Нептуна, где находятся многие карликовые планеты и другие объекты).

Хаумеа - это карликовая планета, которая была открыта в 2004 году. Его диаметр составляет около 1 600 километров. Хаумеа находится за орбитой Нептуна и имеет необычную форму, напоминающую хлебную булку.

Гаумеа - это карликовая планета, которая была открыта в 2004 году. Его диаметр составляет около 1 011 километров. Гаумеа находится за орбитой Нептуна и имеет форму, напоминающую футбольный мяч.

У всех карликовых планет отсутствует гравитационное поле, поэтому на их орбите постоянно находятся мелкие космические объекты. Карликовые планеты малоизучены, так как находятся далеко от Земли.

Солнечная система таит в себе еще множество загадок и тайн, но пока человечество находится в самом начале пути изучения космоса и активными поисками жизни на других планетах.