Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: "Почему Луна бывает разной?"
Задачи урока:
Дидактические средства: учебник и рабочая тетрадь "Окружающий мир" 1 класс ч.2 А.А. Плешаков, лист исследователя.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Прежде чем начать урок, проверьте, все ли лежит на ваших партах: учебник, рабочая тетрадь, лист исследователя. |
Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация опорных знаний |
Ребята, вспомните, какую звезду мы можем увидеть днем? Что такое Солнце? Утром солнышко, что делает? И что начинается ребята? Люди что делают? Покажите действиями. А ночью солнышко что делает? И что становится видно ночью? Люди что делают? Покажите действиями. А что мы можем увидеть на небе ночью? Что такое звезды? А как мы различаем звезды? Приведите пример самой горячей звезды и самой холодной звезды. Приведите пример большой звезды по форме и маленькой звезды. А почему же Солнце мы видим днем, а остальные звезды только ночью? |
Солнце. Солнце - это ближайшая звезда Земли. Звезды. Это огромные газовые пылающие шары. Сириус (синие), Альдебаран (красные). Альдебаран, Солнце. Солнце не просто светит днем, оно само создает день. Солнце является самой ближайшей звездой к Земле. Когда оно восходит и освещает землю, начинается день. А когда заходит - начинается ночь. Тогда-то и становятся видны звезды. |
Выявление места и причин затруднения |
Сейчас посмотрим видеофрагмент. Просмотрев его, вы ответите на вопрос: О чем в нем говорится? О чем же говорится в видеофрагменте? Молодцы, в видеоролике говорилось о Луне, а люди часто задают вопрос и этот вопрос есть на стр.34. Какой вопрос люди задают? Это и есть тема нашего урока. |
Учащиеся смотрят видеофрагмент. О Луне. Почему Луна бывает разной? |
Построение проекта для выхода из затруднения |
Давайте определим цель урока и его главные вопросы. Я читаю, а вы внимательно следите. Цель нашего урока какая? Первоначально мы ответим на вопрос: что такое Луна, какую форму имеет Луна? Затем ответим на второй вопрос: почему Луна выглядит по-разному? И третий вопрос: как люди изучают Луну? Это и есть наш план действий и наши задачи. |
Учащиеся внимательно слушают.
Узнаем, что такое Луна, изменения внешнего вида Луны. |
Реализация построенного проекта |
И так мы сейчас с вами ответим на первый вопрос: Что такое Луна. Посмотрим видеофрагмент. И так, что такое Луна?Давайте на стр. 34 прочитаем. Как вы понимаете, что Луна-наш спутник? Спутники делятся на два вида: естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком). Как вы думаете, Луна к какому виду относится? Посмотрите на стр.34, как движется Луна по отношению к Земле? А по отношению к Солнцу? Давайте посмотрим Лист исследователя и выполним 1 задание. Мы видим Луну с вами какой ребята? Опишите ее. Дает круглую тень. Но на небосклоне мы ее видим, посмотрите на стр. 34, то шарообразной, то серпиком, а вот почему мы ответим сейчас на этот вопрос. |
Учащиеся смотрят видеофрагмент. Это спутник Земли. Спутник, потому что он постоянно сопровождает нашу Землю. Луна- естественный спутник Земли. Луна движется вместе с Землей. Земля и спутник совместно движутся вокруг Солнца. Шарообразной.
|
Первичное закрепление |
Ответим на второй вопрос нашего урока. Теперь давайте посмотрим, почему Луна выглядит по-разному? (Показ видеофрагмента) Давайте посмотрим в учебник стр. 34 и ответим на вопрос: Кто же съел Луну? Почему Луна имеет разную форму? Какой бывает Луна, давайте с вами разберем благодаря опыту. Сама Луна не светится, она отражает свет от Солнца. Ночью её видно, потому что Солнце её освещает. Луна обращается вокруг Земли, поэтому на ночном небе выглядит по-разному. Когда Луна находится между Землей и Солнцем, к Земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Эта фаза называется новолунием. Через 2-3 дня Луна появляется на небе в виде узкого серпа, обращенного выпуклостью в сторону Солнца. Это молодой месяц.Он увеличивается с каждым днём. Луна принимает вид целого диска. Это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и луной. Потом диск начинает убывать. Луна опять становится серпом, но уже обращенным в другую сторону. Это старый месяц. Потом всё опять повторяется. На нижнем рис. на с 34 показаны эти изменения. Давайте выполним 2 задание на Листе Исследователя. Ответим на третий вопрос. Посмотрим видеофрагмент. Посмотрим учебник с. 35, давайте прочитаем задание. С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну. Благодаря чему изучалась Луна? Давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз и посмотрим на поверхность Луны. Что мы можем увидеть? Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, благодаря ей первые космонавты оставили свои следы, которые до сих пор сохранились. Темные и светлые пятна – лунные моря? А есть в них вода? Почему Луна сама не светит? Итак, мы опустились на поверхность Луны. Подумайте, как одним словом можно назвать это действие? Первыми на Луне побывали американские астронавты Армстронг и Олдрин. Днем на Луне жара до 130 градусов, а ночью 170 градусов мороза. Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве. А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать? А почему так? Посмотрите на вывод с. 35 выделено жирным. |
Учащиеся смотрят видеофрагмент.
Ее никто не ел. Это все из-за тени, которая падает на Землю от Луны. Учащиеся внимательно слушают.
Учащиеся выполняют задание.
Учащиеся смотрят видеофрагмент.
Круги, темные пятна, следы. Нет. Отражает солнечный свет.
Прилунились.
Воздуха, воды, атмосферы, растительного мира. Нет ни снега, ни тумана.
Нет. Метеорита и камня.
Человек на Луне жить не может.
Желтой. Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. |
Самостоятельная работа |
Наблюдая за Солнцем и Луной, люди придумали о них множество загадок и сказок. И сейчас вы послушаете одну Сербскую сказку «Почему у месяца нет платья». Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то и узко и коротко. - Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья. |
Учащиеся слушают учителя. |
Включение нового знания в систему знаний и повторений |
Сейчас мы проверим полученные знания на уроке. Игра «Звездный час» 1. Что такое Луна? 2. Кто съел Луну? 3. Фазы Луны. Опишите их. 4. Устройство, для передвижения по Луне. 5. Есть ли для нас жизнь на Земле? Если нет, то почему? |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Рефлексия учебной деятельности |
Наш урок подходит к концу. Поднимите руку те, кто бы хотел узнать больше о нашем космосе. Спасибо за урок. До свиданья. |
Учащиеся оценивают свою деятельность. |