Цель урока: формирование у учащихся 1 класса понятий "неживая природа", "живая природа", умения определять свойства живых существ.
Методическое обоснование урока: в основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий.
Материально-техническое обеспечение: Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О. Т. Поглазова 1ч., с. 70- 72, Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь. О. Т. Поглазова № 1, с.17, 18; компьютер, проектор.
Организационная структура урока
Название / задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент
Создание эмоционального настроя на урок. |
- Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? - На уроке мы сидим – Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. - Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас! |
Проверяют готовность к уроку.
|
Актуализация знаний Актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. |
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку «Что находится вокруг?»: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, В небе тучка проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг…ПРИРОДА.
- Что вы понимаете под словом природа? - Что относится к природе? - Что не относится к природе?
- Перед вами лежит конверт с картинками, поработайте в парах, разделите все картинки на две группы. (в конвертах картинки предметов живой и неживой природы; предметов, созданных руками человека). - На какие группы вы поделили картинки? |
Воспринимают информацию, осмысливают ее.
Отгадывают загадку, участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы.
Работают в парах.
Отвечают на вопрос. |
Мотивация Подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока. Постановка учебной задачи Целеполагание |
- Ребята, отложите в сторону картинки, не относящиеся к природе. Посмотрите на оставшиеся. На какие две группы вы можете их разделить? - Проверим наш вывод. - Подумайте, чем живые существа отличаются от неживых предметов?
|
Строят предположения, предлагают варианты. |
Постановка темы и целей урока Учатся выделять, что сегодня на уроке узнают. Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. |
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Живая и неживая природа) - Какую цель поставим? - О чем мы должны сегодня узнать? Цель: узнать отличительные признаки живой и неживой природы.
|
Отвечают на вопросы, строят предположения, пытаются формулировать тему и цель урока. |
Открытие новых знаний Слушают сообщение учителя. Учатся обобщать. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Что относится к живой и неживой природе?», проблемных ситуаций.
|
- Сравним зайца и реку. Что между ними общего?
- Можно ли сказать, что и заяц, и река – живая природа? Достаточно ли одного признака, чтобы понять живой предмет или нет? - Теперь посмотрим, растут они или нет?
- А чтобы расти крепким и сильным, что для этого необходимо? А для этого необходимо хорошо питаться. - Чем питается заяц? - А река тоже питается? Можно предположить, что река питается водой из дождика, чтобы пополнить свои запасы.
- Следующий вопрос: дышат ли они? - Дают ли они потомство? - Могут ли они жить вечно? - Можно ли сказать, что все признаки, которые мы назвали у зайца и у реки одинаковые?
- Можно ли сказать, что это предметы живой природы? - Какой же сделаем вывод?
Природа имеет две формы: живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки: - растут; - питаются; - дышат; - дают потомство; - умирают.
- Подумайте и назовите предметы живой природы. - Неживой природы. |
Находят общий признак – движение: заяц быстро бегает, а речка быстро течет. Высказывают предположения.
- Да, заяц сначала был маленьким зайчиком, а река сначала была маленьким ручейком, значит, они растут - Высказываются по вопросу.
Отвечают на вопрос.
- Заяц дышит, а речка – нет.
- У зайца рождаются зайчата, а у реки потомства нет. - Зайцы живут несколько лет, потом умирают, а река может жить многие тысячи лет и не умереть. - Нет. Что-то в них есть похожее, но есть признаки, по которым они отличаются. - Заяц относится к живой природе, так как он дышит, растет, питается, дает потомство и умирает. А река, хоть она растет и питается, но она не дышит, не дает потомство и не умирает.
- Заяц живой, а река неживая. Приводят примеры. |
Физминутка |
- Сейчас мы встанем и немного отдохнем. Я буду показывать картинки, а вы будьте внимательны. Если на картинке изображен предмет живой природы – вы будете прыгать, а если неживой природы – стоять на месте. |
Выполняют указание учителя. |
Обобщение и закрепление полученных знаний На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований. |
- Чтобы убедиться в нашей правоте, давайте проведем опыт. В две мисочки нальем немного воды. В одну положим несколько семян фасоли, а в другую камешки. -Как вы думаете, что произойдет с этими предметами?
- Почему вы так решили?
- Так это или нет, мы проверим, наблюдая каждый день за нашими «питомцами». |
- Семя фасоли прорастет, даст росточек и корни, а с камнем ничего не произойдет. - Потому что фасоль - растение, оно живое, и скоро даст новую жизнь. А камень неживой, он так и будет лежать и ничего не произойдет. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
|
- А вы помните, какая была у нас тема урока? - Какая цель? Узнали отличительные признаки живой и неживой природы? - Попробуйте оценить себя. Перед вами объект природы – гора (фото). Живой он или нет? А рядом фигурки человечков. А они живые или нет? Вам предстоит сейчас представить себя маленьким человечком и взобраться на эту гору. - Те, кто считает, что все на уроке ему было понятно и не вызвало трудностей, вставайте на самую вершину. - Те, кто на уроке испытывал трудности и не все до конца понял, встаньте на склонах горы. - Те же, кому было трудно, и он ничего не понял, встаньте у подножия.
Звучит песня «Светит солнышко для всех» - О чем песня? -Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке. Вы все молодцы. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задания на рефлексию.
|