Технологическая карта урока окружающего мира на тему: Живая и неживая природа. Свойства живых существ

Цель урока: формирование у учащихся 1 класса понятий "неживая природа", "живая природа", умения определять свойства живых существ.

Методическое обоснование урока: в основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий.

Материально-техническое обеспечение: Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О. Т. Поглазова 1ч., с. 70- 72, Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь. О. Т. Поглазова № 1, с.17, 18; компьютер, проектор.

Организационная структура урока

 

Название / задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 

Создание эмоционального настроя на урок.

- Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

- На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

- Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

Актуализация знаний

Актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку

 «Что находится вокруг?»:

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 В небе тучка проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года –

 Это все вокруг…ПРИРОДА.

 

- Что вы понимаете под словом природа?

- Что относится к природе?

- Что не относится к природе?

 

- Перед вами лежит конверт с картинками, поработайте в парах, разделите все картинки на две группы. (в конвертах картинки предметов живой и неживой природы; предметов, созданных руками человека).

- На какие группы вы поделили картинки?

Воспринимают информацию, осмысливают ее.

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку, участвуют в диалоге.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Работают в парах.

 

Отвечают на вопрос.

Мотивация

Подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.

Постановка учебной задачи

Целеполагание

- Ребята, отложите в сторону картинки, не относящиеся к природе. Посмотрите на оставшиеся. На какие две группы вы можете их разделить?

- Проверим наш вывод.

- Подумайте, чем живые существа отличаются от неживых предметов?

 

Строят предположения, предлагают варианты.

Постановка темы и целей урока

Учатся выделять, что сегодня на уроке узнают.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

 - Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Живая и неживая природа)

- Какую цель поставим?

- О чем мы должны сегодня узнать?

Цель: узнать отличительные признаки живой и неживой природы.

 

Отвечают на вопросы, строят предположения, пытаются формулировать тему и цель урока.

Открытие новых знаний

Слушают сообщение учителя. Учатся обобщать.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Что относится к живой и неживой природе?», проблемных ситуаций.

 

- Сравним зайца и реку. Что между ними общего?

 

 

- Можно ли сказать, что и заяц, и река – живая природа? Достаточно ли одного признака, чтобы понять живой предмет или нет?

- Теперь посмотрим, растут они или нет?

 

- А чтобы расти крепким и сильным, что для этого необходимо?

А для этого необходимо хорошо питаться.

- Чем питается заяц?

- А река тоже питается? Можно предположить, что река питается водой из дождика, чтобы пополнить свои запасы.

 

- Следующий вопрос: дышат ли они? 

- Дают ли они потомство? 

- Могут ли они жить вечно?  

- Можно ли сказать, что все признаки, которые мы назвали у зайца и у реки одинаковые?

 

- Можно ли сказать, что это предметы живой природы?  

- Какой же сделаем вывод?

 

Природа имеет две формы: живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

- растут;

- питаются;

- дышат;

- дают потомство;

- умирают.

 

- Подумайте и назовите предметы живой природы.

- Неживой природы.

Находят общий признак – движение: заяц быстро бегает, а речка быстро течет.

Высказывают предположения.

 

- Да, заяц сначала был маленьким зайчиком, а река сначала была маленьким ручейком, значит, они растут

- Высказываются по вопросу.

 

Отвечают на вопрос. 

 

- Заяц дышит, а речка – нет.

 

- У зайца рождаются зайчата, а у реки потомства нет.

- Зайцы живут несколько лет, потом умирают, а река может жить многие тысячи лет и не умереть.

- Нет. Что-то в них есть похожее, но есть признаки, по которым они отличаются.

- Заяц относится к живой природе, так как он дышит, растет, питается, дает потомство и умирает. А река, хоть она растет и питается, но она не дышит, не дает потомство и не умирает.

 

- Заяц живой, а река неживая. 

Приводят примеры. 

Физминутка

- Сейчас мы встанем и немного отдохнем. Я буду показывать картинки, а вы будьте внимательны. Если на картинке изображен предмет живой природы – вы будете прыгать, а если неживой природы – стоять на месте.

Выполняют указание учителя.

Обобщение и закрепление полученных знаний

На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований.

- Чтобы убедиться в нашей правоте, давайте проведем опыт. В две мисочки нальем немного воды. В одну положим несколько семян фасоли, а в другую камешки.

-Как вы думаете, что произойдет с этими предметами?

 

- Почему вы так решили?  

 

- Так это или нет, мы проверим, наблюдая каждый день за нашими «питомцами». 

- Семя фасоли прорастет, даст росточек и корни, а с камнем ничего не произойдет.

- Потому что фасоль - растение, оно живое, и скоро даст новую жизнь. А камень неживой, он так и будет лежать и ничего не произойдет.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

 

- А вы помните, какая была у нас тема урока?

- Какая цель?

Узнали отличительные признаки живой и неживой природы?

- Попробуйте оценить себя. Перед вами объект природы – гора (фото). Живой он или нет? А рядом фигурки человечков. А они живые или нет?

Вам предстоит сейчас представить себя маленьким человечком и взобраться на эту гору.

- Те, кто считает, что все на уроке ему было понятно и не вызвало трудностей, вставайте на самую вершину.

- Те, кто на уроке испытывал трудности и не все до конца понял, встаньте на склонах горы.

- Те же, кому было трудно, и он ничего не понял, встаньте у подножия.

 

Звучит песня «Светит солнышко для всех»

- О чем песня?

-Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке. Вы все молодцы.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания на рефлексию.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!